Комментарий к изменениям в Закон «Об аудиторской деятельности» |
Парламент завершил слушания изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон), подготовленных с учетом международного опыта и практики применения.
Необходимость изменения национального законодательства вызвана в том числе и нашими обязательствами по формированию единого рынка услуг в области аудита и создания равных условий для субъектов аудиторской деятельности в странах ЕАЭС.
Законопроект предусматривает следующие основные меры: введение на территории Республики Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности (далее — МСА). Потребность осуществления в Республике Беларусь аудиторской деятельности по МСА возникает со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в белорусскую экономику. Для создания благоприятных условий привлечения иностранного капитала компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами. Также назрела необходимость в реальной интеграции белорусского аудита в международное профессиональное сообщество, а также становление и усиление качества аудиторской профессии в Республике Беларусь, что невозможно без освоения международных стандартов и положений по международной аудиторской практике. Введение МСА на территории Беларуси также предусмотрено законодательными актами, а именно — Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2018 № 9.
В целях обеспечения возможности введения МСА предусматривается включение в Закон «Об аудиторской деятельности» статьи «Международные стандарты аудиторской деятельности» и установление соответствующих полномочий Совмина Беларуси на введения в действие МСА на территории Республики Беларусь в порядке, определяемом Президентом.
МСА и система национальных правил
В Беларуси в настоящее время действует система национальных правил аудиторской деятельности. Введение МСА предусматривает, что национальные правила аудиторской деятельности не должны противоречить МСА. Данное требование также закрепляется Законом. Кроме того, новой статьей устанавливается, что МСА будут являться обязательными для применения аудиторскими организациями (аудиторами — индивидуальными предпринимателями) при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования, составленной в соответствии с МСФО;
- в целях упорядочивания аудиторской деятельности в рамках создания единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС, а также для повышения качества предоставляемых услуг для национальных субъектов хозяйствования проектом предусматривается создание в Республике Беларусь Государственного реестра аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов (далее — Государственный реестр). В связи с созданием Государственного реестра проектом не предусмотрено введение новых требований к субъектам аудиторской деятельности для выхода на рынок аудиторских услуг. Государственный реестр вводится взамен существующей системы учета аудиторов, аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей с целью обеспечения достоверной информации в рамках ЕАЭС о соответствии аудиторских организаций и ауди- торов — индивидуальных предпринимателей требованиям Закона. Планом либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 22, предусмотрено создание реестров в 2018–2019 гг. В четырех странах, участниках ЕАЭС, они уже созданы и функционируют. В связи с этим Закон дополняется ст. 6, которой устанавливаются основные подходы формирования Госреестра.
Определение порядка ведения Государственного реестра, в том числе установление формы Госреестра, определение перечня включаемых в него сведений, порядка включения, изменения и исключения сведений, отнесены к компетенции Минфина. Ведение Госреестра будет осуществляться Минфином и Аудиторской палатой. Поскольку ведение Госреестра в отдельных случаях может осуществляться с использованием имеющейся у Нацбанка и иных госорганов информации (например, о соответствии установленным Нацбанком требованиям, о ликвидации (прекращении деятельности) аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя). В связи с этим предусмотрена норма, устанавливающая право Минфина в целях ведения Госреестра получать от госорганов сведения об аудиторских организациях, аудиторах — индивидуальных предпринимателях, аудиторах.
Справочно
Мировая практика регулирования аудиторской деятельности предусматривает наличие реестров. Так, в ходе реформы системы европейского аудита в 2014 году Европарламентом были утверждены изменения Директивы 2006/43/ЕК по обязательному аудиту годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности, предусматривающие меры по усилению надзора за аудиторской деятельностью во всех государствах-членах ЕС. В частности, Директивой установлено, что в целях защиты третьих лиц все утвержденные аудиторы и аудиторские компании должны быть внесены в доступный для общественности реестр, содержащий основные сведения о внешних аудиторах и аудиторских компаниях.
- предусматривается создание в Республике Беларусь Аудиторской палаты, как единого органа самоуправления аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Аудиторская палата
Создание Аудиторской палаты предполагается путем слияния действующих в настоящее время трех разрозненных аудиторских объединений, о чем получено принципиальное согласие как руководителей самих объединений, так и крупнейших субъектов аудиторской деятельности, участвующих в деятельности Совета. Внедрение механизмов саморегулирования является важным элементом создания условий для активизации инициативной предпринимательской деятельности. Как отмечено на совещании Совета по развитию предпринимательства, которое состоялось 4 мая 2018 г., с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» «существенно возрастает роль профессиональных бизнес-объединений, способных обеспечивать квалифицированный диалог с государственными органами, вырабатывать и продвигать консолидированную позицию субъектов конкретного сектора рынка».
В новой редакции изложены основные положения по созданию Аудиторской палаты, а также требования к деятельности Аудиторской палаты с введением механизмов оценки качества работы субъектов аудиторской деятельности. Министерство финансов по результатам контрольных мероприятий будет также вносить в Аудиторскую палату представления о применении к аудиторским организациям, аудиторам — индивидуальным предпринимателям мер воздействия, а также проводить оценку деятельности Аудиторской палаты, по результатам которой может направлять в правление Аудиторской палаты представление о досрочном переизбрании председателя, заместителя председателя правления Аудиторской палаты и о применении мер воздействия к работникам Палаты.
Создание Аудиторской палаты предусматривает введение обязательного членства в ней аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Регулирование аудиторской деятельности через механизм обязательного членства субъектов аудиторской деятельности в Аудиторской палате с включением сведений о них в Госреестр позволит:
· исключить случаи оказания аудиторских услуг неаудиторскими организациями либо аудиторскими организациями, не соответствующими требованиям законодательства об аудиторской деятельности;
· не допустить на рынок аудиторских услуг недобросовестных аудиторов, что облегчит проведение процедур закупок аудиторских услуг;
· иметь актуализированную информацию об аудиторских организациях, аудиторах — индивидуальных предпринимателях, аудиторах, имеющих право осуществлять (участвовать в осуществлении) аудиторской деятельности.
Предусмотрено определение Аудиторской палатой размеров взносов ее членов исходя из затрат, необходимых для содержания Аудиторской палаты и исполнения возложенных на нее задач и функций. Кроме того, размеры таких взносов должны быть согласованы с Наблюдательным советом. Аналогичный подход применяется в рамках деятельности Белорусской нотариальной палаты (ст. 48 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 «О нотариате и нотариальной деятельности»).
Создание профессионального объединения в сфере аудиторских услуг особенно актуально в связи с повышением значимости аудита для привлечения иностранных инвесторов, необходимостью усиления значимости его качественных показателей в условиях сокращения госаппарата и снижения административного давления;
- в целях защиты интересов субъектов хозяйствования и повышения уровня аудита вводится ряд норм, предусматривающих упорядочивание мер ответственности аудиторских организаций, их должностных лиц, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов за нарушение законодательства об аудиторской деятельности и ненадлежащее качество оказания аудиторских услуг, а также определяющих порядок взаимодействия Минфина и Аудиторской палаты по вопросам осуществления оценки качества и наложения взысканий за ненадлежащий уровень аудиторских услуг.
В соответствии с предложениями Генеральной прокуратуры Республики Беларусь выработаны единые подходы к применению норм Закона, скорректированы меры ответственности аудиторских организаций, их должностных лиц, аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторов за нарушения законодательства об аудиторской деятельности.
Аттестация аудиторов
С учетом правоприменительной практики и неоднозначного толкования корректируются нормы Закона в части оснований для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
Основание аннулирования аттестата за несоблюдение принципов независимости и конфиденциальности дополняется союзом «(или)» в целях устранения необходимости установления одновременного нарушения и принципа независимости и принципа конфиденциальности.
Устанавливается исчерпывающий перечень случаев аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
Дополняются основания для аннулирования аттестата в случае смерти аудитора.
...
Подробнее комментарий всех изменений читайте в статье.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь