Международный опыт применения института мотивированного (профессионального) суждения |
В иностранных юрисдикциях применение мотивированного (профессионального) суждения как одного из методов риск-ориентированного надзора является ключевым фактором обеспечения стабильности финансовой системы в целом и финансовой устойчивости ее отдельных игроков, что позволяет регулятору за счет ухода от формализованного подхода сосредоточиться на наиболее рисковых областях, снизить нагрузку как на регулятора, так и на поднадзорные организации, без снижения качества надзора.
Качественное развитие международного сотрудничества в финансовой сфере и вовлечение страны в процессы глобализации невозможно без соответствия регулирования и надзора на финансовом рынке лучшим международным практикам и рекомендациям. Получение положительной оценки в рамках проводимой Международным валютным фондом и Всемирным банком каждые 5 лет Программы оценки финансового сектора (далее — FSAP) является существенным фактором, способным повысить инвестиционный рейтинг. В рамках оценки реализации целей и принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам (далее — принципы IOSCO), а также Ключевых принципов Международной ассоциации органов страхового надзора (далее — принципы IAIS) для перехода к риск-ориентированному надзору за рынком ценных бумаг и страховым рынком было рекомендовано разработать и внедрить в свою практику механизм мотивированного (профессионального) суждения1.
Идея о применении института мотивированного (профессионального) суждения при осуществлении регулятором надзорных полномочий является ключевой в основополагающих принципах ряда международных организаций, выступающих ведущими международными объединениями органов регулирования финансовых рынков. Например, в соответствии с Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2013/36/ЕС «О доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за кредитными организациями и инвестиционными фирмами» при отсутствии прямых формулировок, предоставляющих регулятору право применять мотивированное (профессиональное) суждение, под таким правом понимается предоставление регулятору возможности в определенных Директивой 2013/36/ЕС случаях осуществлять надзорные действия по своему усмотрению.
При этом объем областей применения мотивированного (профессионального) суждения должен зависеть от возможности регулятора осуществлять свои полномочия «ответственно, честно и постоянно»2, а предоставляемые регулятору возможности, связанные с использованием мотивированного (профессионального) суждения, должны уравновешиваться гарантиями прозрачности и разумности используемых регулятором процедур.
Подробнее читайте в статье.
5 Cогласно ст. 34 Банковского кодекса под мотивированным суждением понимается формализованное, логически обоснованное профессиональное мнение работников Национального банка Республики Беларусь, которое может являться основанием для принятия решений в области осуществления банковского надзора Правлением Национального банка и должностными лицами Национального банка, уполномоченными на принятие соответствующих решений.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь