Задолженность организаций Беларуси по кредитам и займам выросла более чем в 2,6 раза
Задолженность организаций Беларуси по кредитам и займам выросла более чем в 2,6 раза |
Количество просмотров
1337
Просроченная задолженность по кредитам и займам организаций Беларуси (без учета микроорганизаций и малых вневедомственнных организаций) на 1 ноября составила 13 трлн. 595,1 млрд. рублей. По отношению к 1 ноября прошлого года этот показатель увеличился в 2,61 раза, с начала года — в 2,1 раза, в том числе за октябрь 2015 года — на 3,8%, сообщает БелаПАН со ссылкой на Белстат.
В целом задолженность по кредитам и займам на 1 ноября составила 533 трлн. 602,7 млрд. рублей, на 52,5% больше, чем год назад, и на 40,9% — по сравнению с началом года. За октябрь она снизилась на 0,6%.
Просроченная кредиторская задолженность за год увеличилась на 59,8% и составила 55 трлн. 579,9 млрд. рублей, с начала года — на 45,1%, за октябрь — на 2,9%.
Внешняя просроченная кредиторская задолженность выросла за год на 59,4% и на 1 ноября достигла 11 трлн. 395,5 млрд. рублей. С начала года она увеличилось на 48,3%, за октябрь — снизилась на 2,3%.
Просроченная дебиторская задолженность выросла за год на 51,3% и составила 57 трлн. 587,3 млрд. рублей, с начала года — на 42,3%, за октябрь этот показатель вырос на 2,1%.
Внешняя просроченная дебиторская задолженность увеличилась за год на 82% и составила 10 трлн. 817,5 млрд. рублей. С начала года данный показатель увеличился на 83,3%, за октябрь — снизился на 1,9%.
Внесенные изменения в определение момента фактической реализации работ (услуг) для целей налога на добавленную стоимость обусловлены отменой с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу с 01.01.2024 постановления Министерства финансов от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».
Несмотря на общую отрицательную динамику, в 2023 году количество аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности осталось практически неизменным (около 6,7 тыс. услуг), но в денежном выражении выручка от этих услуг увеличилась на 9,4 % по сравнению с уровнем 2022 года до 42,688 млн бел. руб. (13,1 млн долл., 1 долл. — 3,2551 бел. руб.). Это может свидетельствовать о заметном увеличении стоимости данных услуг в прошлом году.
Для упрощения заполнения эмитентами раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (в части применения главы 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения») и в части исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.03.2024 № 97 утверждена Инструкция по составлению финансовой отчетности для банков, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Инструкция вступит в силу с 1 января 2025 г. (одновременно с положениями Закона Республики Беларусь от 11.10.2022 № 210-З о применении банками МСФО).
Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с 1 января 2024 г.
Совет по МСФО принял 29 сентября 2023 г. документ International Tax Reform — Pillar Two Model Rules (Amendments to the IFRS for SMEs Standard), который вносит изменения в стандарт МСФО для МСП. Поправки к стандарту МСФО для МСП основаны на поправках к МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», выпущенных в мае 2023 г. Эти поправки — результат внедрения типовых правил Pillar 2.