Uber готовится отказаться от водителей |
Алексей Иванов, belmarket.by
Они проводятся на базе гибридного автомобиля Ford Fusion. Машина ориентируется в пространстве с помощью лидаров, радаров и видеокамер. Помимо испытания собственно автопилота, Uber занимается созданием трехмерной карты местности для своих нужд. В машине присутствует водитель-испытатель, который может взять управление на себя.
Бизнес-модель Uber состоит в предоставлении программной платформы, связывающей водителей и пассажиров. Таким образом, де-факто являясь транспортным сервисом, компания не несет никаких издержек по содержанию автомобилей. Они полностью ложатся на плечи водителей. При этом сервис диктует им тарифы, и не берет на себя никаких обязательств социального характера. Водители являются контракторами, а не наемными рабочими. Кроме того, не регистрируясь в качестве службы такси, Uber избегает дополнительных лицензионных и налоговых платежей.
В последнее время бизнес-модель компании оказалась под угрозой. В США были поданы сразу два коллективных иска, в штатах Калифорния и Массачусетс, с требованием признать водителей Uber наемными работниками, что сразу бы резко увеличило издержки сервиса. Однако юристам Uber удалось заключить выгодное для компании соглашение: она выплатит 100 миллионов долларов компенсации по калифорнийскому иску, но при этом водители останутся контракторами. Также соглашение позволяет им создавать ассоциации. Первый такой «профсоюз» уже появился в Нью-Йорке.
В свете данных рисков Uber в перспективе может отказаться от услуг водителей в пользу собственного парка автопилотируемых машин. Подстегивает сервис и конкуренция. General Motors вложила 500 миллионов долларов в аналогичны сервис Lyft с целью создать автопилотируемую службу такси. Ранее Uber уже сотрудничала с Google в сфере систем автоматического вождения. Впрочем, внедрить автопилотирование хотя бы в США Uber сможет не раньше, чем через 4-5 лет.
В Беларусь Uber пришёл осенью прошлого года, запустив два сервиса UberBlack и UberX. В феврале минские таксисты провели несколько акций протеста против выхода на рынок доступного сервиса UberX, а также через свой профсоюз обратились к властям с требованием провести проверку конкурента. В конце апреля Uber первый раз снизил тарифы на поездки в Беларуси.