Registr.by:Мониторинг аналитики за 28 марта — 4 апреля 2020 г. |
Мониторинг аналитики за 28 марта — 4 апреля 2020 г.
Выбор системы электронного документооборота в организации
Внедрение электронного документооборота в деятельность организаций призвано повысить качество и скорость принимаемых управленческих решений. Согласно проводимой государственной политике переход на электронный документооборот является одним из важных факторов повышения эффективности реализации государственных функций, развития цифровой экономики и т.д.
Управление организацией вне зависимости от формы собственности или сферы деятельности должно быть гибким и динамичным; должно максимально быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы. Для реализации данной задачи (среди прочего) организации внедряют системы электронного документооборота (далее — СЭД). На сегодняшний день в Республике Беларусь сложился рынок соответствующего программного обеспечения. Как известно, наличие большого количества вариантов значительно усложняет выбор (в том числе и программного обеспечения), в связи с этим возрастает важность методического обеспечения выбора СЭД в организации.
В рамках данной статьи рассмотрим порядок выбора СЭД в организации.
<...>
Дмитрий ВАРНАШОВ,
научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»
Новая унифицированная система организационно-распорядительной документации
Приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 41 утверждена новая Унифицированная система организационно-распорядительной документации (унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм) (далее — УСОРД). Также указанным приказом утверждено Положение о ведении унифицированной системы организационно-распорядительной документации (далее — Положение о ведении УСОРД).
За время, прошедшее после утверждения предыдущей УСОРД (с 2007 года), произошли существенные изменения нормативных правовых актов, а также практики работы с документами. В частности:
•внесены существенные изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);
•многочисленные изменения вносились в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству);
•утвержден новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и др.
<...>
Дмитрий ВАРНАШОВ,
научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»
Электронные накладные
Перевод документооборота, в том числе в коммерческой сфере, в электронный вид является мировым трендом. Очередным шагом в этом направлении стало присоединение Республики Беларусь 8 мая 2019 г. к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной, принятому в г. Женеве 20 февраля 2008 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2019 г. № 14). Данное обстоятельство послужило одним из оснований для принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 (далее — постановление № 940) регулирует порядок документального оформления перевозки грузов автомобильным транспортом.
Виды накладных, формируемых в электронном виде
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления № 940 субъекты хозяйствования вправе при наличии у них программных и технических средств использовать:
1) электронные накладные. Под электронными накладными понимаются товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов и электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность;
2) в виде электронных документов транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами — членами Евразийского экономического союза. Под электронным документом понимается документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).
<...>
Михаил ОСИНСКИЙ,
экономист
Топливные карты: инструмент учета или платежный инструмент?
На практике топливные карты широко используются для привлечения клиентов не только в качестве инструмента для учета оплаты проезда по платным дорогам, но также для учета отпуска и оплаты топлива и иных товаров и услуг, необходимых для обеспечения работоспособности и движения транспортного средства в пути следования.
Электронные (топливные) карты (далее — топливные карты, карты) прочно вошли в нашу жизнь, упростив процесс заправки автомобилей и предоставив держателям дополнительные возможности.
Топливные карты — это пластиковые карты либо металлический брелок с микрочипом. Каждая карта имеет свой уникальный номер и пароль (пин-код). Пароль конфиденциально сообщается ее владельцу и служит ключом при совершении платежных операций. Топливная карта представляет собой электронный идентификатор и является средством учета количества, видов и стоимости приобретенных нефтепродуктов, других товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
В дальнейшем карта обеспечивает владельцу прозрачность и доступность информации по приобретению горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ). При этом оплата ГСМ производится по безналичному расчету с использованием карт с оборотом электронных денег либо без него.
<...>
Николай ЛИМОЖ,
юрист
Инкотермс-2020: что изменилось?
Раз в десять лет Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) пересматривает правила по использованию национальных и международных торговых терминов. В 2019 году была издана новая редакция Инкотермс (Incoterms), которая вступила в силу 1 января 2020 г.
Напомним, ранее редакции Инкотермс принимались в 1936, 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 годах. Над новой редакцией этого документа трудились специалисты США, Великобритании, Франции, Турции, Германии, Китая и Австралии.
Каких-либо революционных изменений в Инкотермс не произошло, однако отдельные условия поставок претерпели некоторые изменения.
<...>
Александр МИХАЙЛОВ,
экономист
Правовое регулирование ценообразования для организаций здравоохранения в 2020 году
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферы свободного и регулируемого применения цен субъектами хозяйствования, их права, обязанности и ответственность определены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-3 «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-3).
В соответствии со ст. 7 Закона № 255-З регулируемые цены (тарифы) применяются в отношении отдельных товаров (работ, услуг), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Перечень № 72, Указ № 72 соответственно).
Согласно нормам Указа № 72 Министерство здравоохранения Республики Беларусь осуществляет прямое (административное) регулирование цен (тарифов) по Перечню № 72, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
<...>
Анна РОЩЕНКО,
доцент БГЭУ
Возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой исчисленного НДС
По общему правилу вычет сумм налога на добавленную стоимость (далее — НДС) осуществляется нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации (подп. 1.1 п. 1 ст. 133 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).
В некоторых случаях вычет сумм НДС производится в полном объеме, в частности при реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых осуществляется по ставке 0% (подп. 27.1 п. 27 ст. 133 НК).
При вычете НДС в полном объеме по строке 17в раздела III части I декларации, которая в общем случае равна строке 18 раздела III части I декларации, указываются отрицательные суммы, то есть возникает ситуация, когда сумма налоговых вычетов согласно декларации по НДС превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации. В результате этого плательщик не уплачивает НДС и получает право зачесть в счет уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет или вернуть из бюджета сумму превышения (п. 27 ст. 133 НК, п. 3 ст. 135 НК, ч. 12-я п. 17 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей»).
<...>
Александра РАКИТИНА,
экономист
Возврат и зачет переплаты по налогам, сборам (пошлинам) налоговыми органами
Образование переплат по налогам, сборам (пошлинам) часто неизбежно связано с финансовой деятельностью субъекта предпринимательской деятельности. Причины этого могут быть самые разнообразные: использование налоговых вычетов в связи с экспортом продукции, технические ошибки, получение разнообразных льгот после уплаты налогов, излишнее взыскание платежей контролирующими органами и др. Соответственно возникает вопрос о том, как с этими денежными средствами поступать: возвратить их на счета предприятия, использовать для уплаты платежей в будущем, зачесть на уплату иных налогов. Для того чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует понимать правовые основания для взимания того либо иного вида платежа.
Правовые основания для возврата. Если у предприятия на счетах, контролируемых налоговым органом, имеются суммы налогов, сборов (пошлин), превышающие те, которые подлежат уплате, организация вправе претендовать на их возврат. Однако до их возврата следует выяснить причины, которые привели к этой ситуации.
<...>
Александр МИХАЙЛОВ,
экономист
Контракт с работником: порядок его заключения, продления, внесения изменений
Заключение контракта. Под контрактом понимают срочный трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок для выполнения работы и содержащий особенности регулирования трудовых отношений между нанимателем и работником (абз. 5-й ч. 1-й ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее — ТК).
Согласно ч. 2-й ст. 19 ТК контракт как срочный трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:
1) данные о работнике и нанимателе, заключивших контракт;
2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
3) трудовую функцию;
4) основные права и обязанности работника и нанимателя;
5) срок контракта;
6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
7) оплату труда работника.
<...>
Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор