Несколько соображений о белорусском бизнесе |
12 мая 2016 г. в конференц-зале гостиницы «Европа» состоялся круглый стол «Либерального клуба», посвященный теме «Какой бизнес удалось вырастить Беларуси за 25 лет независимости». В рамках мероприятия выступили известные предприниматели и аналитики нашей страны. Однако один из приглашенных спикеров — основатель и совладелец белорусского интернет-ресурса TUT.BY Юрий Зиссер — не смог присутствовать на дискуссии. Поэтому «Либеральный клуб» попросил его высказать свое мнение по заявленной теме в виде небольшого дискуссионного материала. Предлагаем его вашему вниманию.
Одна страна – две экономики
В Беларуси большинство частных покупателей закупают товары или услуги у частных предприятий (либо у государственных монополистов), а государственные — у государственных (либо созданных при них получастных) организаций. Таким образом, в стране одновременно существуют две почти параллельных экономики: государственная и частная. Каждый из миров, несмотря на единое законодательство, развивается по своим собственным законам, и хотя на них воздействуют одни и те же внешние и внутренние факторы, эти два мира не слишком тесно пересекаются друг с другом. Причем представители каждого из них не слишком желают работать вместе.
Государство чаще всего делает вид, что «частника» не существует, исключая частный сектор из системы государственного планирования и публично умалчивая о его существовании (или вспоминая лишь негатив). В ответ многие частники запальчиво восклицают: «Мы с государственными организациями принципиально не работаем!». В силу этого обе сферы развиваются во многом независимо.
Это дает надежду на дальнейшее развитие частного бизнеса в Беларуси вопреки стагнации, охватившей государственный сектор, и без большой оглядки на него.
Крупных частных инвестиций не было, нет и не будет
Государство поддерживает исключительно развитие малого бизнеса. Средний и крупный частный бизнес, хоть и платит большие налоги, не слишком желанный игрок. Если государство и вмешивается в частный бизнес, его действия обычно ограничительные. Поэтому в Беларуси нет крупного по мировым понятиям частного бизнеса, скромен средний бизнес, а в целом у частного бизнеса и богатых граждан не слишком много денег.
В Беларуси далек от завершения процесс первоначального накопления и концентрации капитала, который только и позволяет делать долгосрочные инвестиции. И иностранных, и наших инвесторов распугивают периодическими актами национализации. Так что было бы странно удивляться мизерному числу желающих инвестировать в производство или становиться венчурными капиталистами: даже у богатых по белорусским меркам граждан нет нужных для этого средств. Иностранные же инвесторы к нам не идут из-за не лучшей репутации страны в мире, неоднократно имевших место в прошлом случаев экспроприации собственности, а также зачастую неравных условий конкуренции с аналогичными предприятиями государственного сектора.
Большинство предпринимаемых государством законодательных мер, регулирующих хозяйственную деятельность, являются ограничительными
Законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность предприятий (любых, включая государственные), настолько жесткое, крайне зарегулированное и до такой степени отсталое, что сегодня вести хозяйственную деятельность в Беларуси, полностью на 100% соблюдая закон, принципиально невозможно ни государственным, ни частным предприятиям. Из-за этого в ряде случаев предприятия вынуждены проводить часть хозяйственных операций без оформления, оплачивая их наличными, потому что провести их законным путем попросту нет возможности.
Значительная часть времени и сил работников всех сфер посвящена порой трудоемкому выполнению (или обходу) надуманных требований законов и десятков тысяч (а может, уже и сотен тысяч) подзаконных актов и инструкций, многие из которых противоречат друг другу. Даже аудиторские фирмы часто дают разные заключения по законности и особенностям оформления одной и той же хозяйственной операции, не говоря уже о различных государственных контролирующих организациях и правоохранительных органах. Вот почему санкции, штрафы, наказания и аресты руководителей государственных и частных предприятий за формальные нарушения буквы закона, обход надуманных законодательных ограничений или несоблюдение какой-нибудь инструкции давно стали повседневным рядовым событием.
В результате в Беларуси вести бизнес дороже и сложнее, чем в других странах, операционные издержки выше, а любая экономическая деятельность несет угрозу здоровью и свободе работников всех уровней, особенно руководителей всех рангов независимо от формы собственности.
Мой прогноз оптимистичен
Свойственные людям честолюбие, предпринимательская жилка и жажда денег обеспечат дальнейший рост белорусского частного бизнеса, который в условиях кризиса государственной экономики будет ориентироваться преимущественно на экспорт (особенно экспорт высоких технологий всех видов, не только программного обеспечения), а малый бизнес — на обслуживание успешных предприятий-экспортеров и их работников. Что, конечно, не ограничивает другие направления развития экспорта.
Нам, бизнесу, пора перестать надеяться на адекватные ситуации действия чиновников, судя по их действиям, существующих в какой-то иной реальности, для нас трудно постижимой, и развивать бизнес на благо себя, своих коллег, национальной экономики и нашей страны.