«Бороться с плохими маркетологами не стоит. Они сами вымрут, как динозавры» |
Дружба порой пересекается с финансовыми вопросами, и деньги часто побеждают.
Но мы с Андреем (партнёр Ивана по бизнесу) хорошие друзья, да ещё и родственники. Мы никогда не доводим ситуацию до конфликта. У нас есть правило: если что-то не устраивает, сразу говорить об этом. Всегда находится компромисс. Уберите эмоцию в сторону — логика победит.
Жизнь не для работы!
А работа для того, чтобы иметь возможность чаще бывать на природе, проводить время с друзьями. Работа в своей компании даёт определённый уровень свободы. Будьте готовы к этой свободе и распоряжайтесь временем правильно.
фото bel.biz
Просто жить, когда тебе понятно, что делать.
И твоя работа регламентирована правилами. Когда над головой нет «крыши», тебя ничто не ограничивает в развитии, но и от ветра ничто не защищает.
В Беларуси силен дисбаланс между реальным рынком и тем, как его понимают наши бизнесмены. Когда-то я спрашивал у отца «Как ты привлекал клиентов? Ты продавал бытовую технику, сахар…». А он отвечал мне: «А я их не привлекал. Я видел объявление — «куплю сахар», находил, где его можно купить, привозил и продавал».
Большинство белорусских бизнесменов привыкли работать на спросе, превышающем предложение. И они не оказывают сервис, не продают. Они просто отгружают товар со склада. И знают, что можно не поднять телефон, потому что скоро позвонит ещё 5 человек.
Сегодня нужно работать по другим принципам: перезванивать клиентам, продумывать сценарий разговора, скриптовать продажи, смотреть на конкурентов…
Люди не готовы менять подход к ведению дел, и поэтому можно услышать: «Сосед сделал мне сайт, друг настроил какую-то рекламу, но что-то ничего не работает. Все эти ваши интернеты никуда не годятся».
Мы чересчур клиентооориентированы. ИПэшника с небольшим бюджетом обслуживаем так же, как и представительство международной компании. Это как «Фальконе» для людей, которые обычно обедают в столовой. Хотим прийти к среднему стандарту, чтобы было как в «Макдональдсе»: системно, по отлаженным бизнес-процессам, доступно и вкусно.
Почему люди не оставляют заявки на сайтах? Потому что знают, что им никто не перезвонит. Возьмите 10 сайтов любой тематики и оставьте заявку на обратный звонок. Хорошо, если вам перезвонит 5 компаний. Часть из них — через 2 часа.
Бороться с плохими специалистами по маркетингу не стоит. Они сами вымрут, как динозавры. Спрос уже не превышает предложение, и заказчики хотят знать наверняка, какой эффект принесёт им интернет-маркетинг.
Многие компании переводят рекламные бюджеты в онлайн. Потому что, в отличие от оффлайн-каналов, здесь можно чётко измерить эффективность. Неизмеримый и рудиментарный маркетинг — напечатать листовок, заказать билборды — постепенно сам себя исчерпает.
Идет эволюция интернет-маркетинга. За что платили заказчики? Сначала — за количество показов. Потом — за клики. Позже – за целевые действия. Следующий этап — плата за продажу, закрытую сделку.
Меня удивляют ребята, которые разместили на рекламных баннерах на мосту QR-коды. Как можно до такого додуматься?! На мосту на ходу достать телефон, сканировать или фотографировать код?.. Такие игроки рынка пока ещё живы, и всё ещё есть клиенты, готовые отдавать им свои рекламные бюджеты. Но, слава Богу, тенденция к лучшему есть.
Дедушка на западе гордится тем, что в его лавке работал еще его дед. От наших бабушек чаще можно услышать обратное. Дескать, спекулянт, хочет «навариться» на пустом месте. К людям, которые зарабатывают деньги путём добавленной стоимости, до сих пор относятся негативно. И это не потому, что люди глупые, нет. Так сформировалось наше общество.
В онлайн-пространстве идет глобальная стройка. Программисты — это те же самые инженеры и строители. Как одни мастерком кладут раствор на кирпич, так другие строят кодом новые «здания» и виртуальные реальности. Этот процесс необратим и ограничен только временем.
Технологии внедряются во все сферы жизни. В зависимости от специфики этих сфер они заполняют пустоты и решают специфичные проблемы. Было неудобно заказывать отели через телефонистку? Появился Booking. Было неудобно общаться по почте? Появились мессенджеры.
Средний пользователь интернета и повзрослел и помолодел. Сейчас это не 20-30 лет. Сейчас это и дети 3 лет, и пожилые люди 70 лет. Рынок перестроился в возрастном цензе. Недавно был сезон теплиц. Нашим клиентам звонили пенсионеры из Лельчиц, Нарочи… А многие по-прежнему скептически говорят: «Да ну, у них нет гаджетов, они не пользуются интернетом».
Часто совершают одну ошибку, навешивают на сайт кучу всплывающих окон и менеджеров обратного звонка. Всё это всплывает, выскакивает, мигает… А нужно просто понимать, где и как проходит продажа. Человек сидит дома в кресле? Едет с телефоном в руках? В офисе прячет монитор от своего начальника? От этого зависит, как человеку удобно коммуницировать с сайтом.
Вы — служба эвакуации? Не пишите на сайте, что вы уже 50 лет на рынке, и у вас 2000 машин. Не размещайте номер своего телефона на картинке в шапке сайта. Сделайте его кликабельным! А сайт простым, без тяжёлой анимации, ведь человек в дороге, и у него вряд ли есть быстрый интернет. Думайте об этом!
Когда мы составляем портрет клиента, мы рисуем на бумаге и даём ему имя. Сами становимся на это время Петями, Клавами, проживаем их истории и пытаемся понять их желания, страхи, сомнения. Девушке, которая пришла в автошколу, на самом деле не нужна машина. Она просто не хочет ездить с потными мужиками в троллейбусе.
Общались с самыми разными белорусскими предпринимателями. Выезжали в поля. Приезжаешь в костюме, с галстуком, а заказчик вернулся из поля в сапогах, и зовёт на свою лесопилку, где он делает паркет. Отлично общаемся!
Мы решили проводить регулярные семинары-практикумы для белорусских предпринимателей, чтобы объяснить им: недостаточно сделать сайт у соседа и заказать хоть какую рекламу. Нужно глубоко разобраться в своём бизнесе, чтобы улучшать конверсию каждого этапа воронки продаж. Это бодрит бизнесменов, помогает им общаться с подрядчиками на одном языке и понимать, какую отдачу можно ожидать от маркетинга.