Указ № 385 — принципиальные изменения в регулировании деятельности холдингов |
Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее — Указ № 660) сменит Указ Президента Республики Беларусь от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов» (далее — Указ № 385), в котором предложен дополнительный набор мер для дальнейшего повышения привлекательности этой формы корпоративных отношений в Беларуси. Основные нормы Указа № 385 вступают в силу через 6 месяцев после официального опубликования, то есть 10 апреля 2022 г.
Документ включает общие положения регулирования деятельности холдингов, а также особенности для холдингов с участием государства.
Для простоты понимания стимулы можно условно сгруппировать по двум блокам.
Первый — расширение хозяйственных прав участников холдинга. Например, совместно участвовать в процедурах закупок, представлять интересы участников холдинга в судах по делам этих участников, оказывать юридические услуги без наличия лицензии, совместно пользоваться преференциями в сфере управления госимуществом и т. д.
Второй блок касается финансовых вопросов. Отдельные положения Указа № 660 уже предоставляли управляющим компаниям холдингов инструменты консолидации капитала и средств производства, имеются в виду централизованные фонды и возможность безвозмездной передачи имущества от одного участника холдинга другому. Данные нормы перешли в Указ № 385.
В целях расширения потенциальных преимуществ интеграции участников холдинга Указом № 385 предусмотрены следующие положения:
§ отменены избыточные регуляции (а именно: требование к разработке организационно-экономического обоснования создания холдингов с участием государства, а также к разработке стратегии развития таких холдингов);
§ введен запрет на вхождение государственного объединения в холдинг в качестве его управляющей компании — как взаимоисключающей формы интеграции;
§ предоставлено право участнику холдинга представлять интересы иных участников в судах по делам этих участников холдинга; оказывать юридические и охранные услуги участникам одного холдинга; совместно участвовать в процедурах закупок товаров (работ, услуг).
Дополнительно Указом № 385 предусматривается:
§ при формировании и использовании денежных средств из централизованного фонда применение специальных счетов у участников холдинга;
§ расширение целей, на которые могут быть направлены денежные средства из централизованного фонда, за счет предоставления участникам холдинга возможности погашения заемных средств (кредитов, бюджетной ссуды, займа), а также обязательств по аккредитиву, лизингу и факторингу;
§ снижение срока с 36 до 6 месяцев обязательного использования принимающей стороной безвозмездно полученного имущества (основного средства);
§ право принимающей стороны на отчуждение безвозмездно полученного имущества не участнику этого холдинга, но не ранее, чем после 24 месяцев использования такого имущества.
По отдельным положениям деятельности холдингов с участием государства расширяются полномочия управляющих компаний таких холдингов в отношении своих дочерних компаний, в части:
§ доведения показателей, а также согласования прогнозов развития дочерних компаний на 5 лет и бизнес-планов их развития на год;
§ согласования коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей дочерних компаний;
§ передачи всех без исключения акций дочерних компаний холдингов с участием государства в управление (собственность) управляющей компании такого холдинга.
Кроме того, участники холдинга выводятся из-под действия ряда норм законодательства (законодательства в сфере управления госимуществом, законодательства о противодействии коррупции и т. д.).
Указ № 385 изменил обязанность коммерческих организаций с долей государства разрабатывать пятилетние прогнозы развития и годовые бизнес-планы. Передача как полномочий по доведению ключевых показателей эффективности работы руководителям дочерних компаний, а также согласованию утвержденных прогнозов развития этих организаций, так и ответственности за их выполнение на уровень управляющих компаний, полностью обоснована наличием у них соответствующих компетенций. Одновременно Указ № 385 создает условия, при которых отраслевые министерства и ведомства смогли бы сосредоточиться на функциях регулятора за счет освобождения от необходимости сопровождать процессы планирования текущей работы подведомственных холдингов.
СПРАВОЧНО
В пределах одного холдинга не распространяются на его участников действие норм:
§ п. 2 ст. 644 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в отношении собственника имущества, учредителя, участника;
§ ч. 2 п. 1 ст. 985 ГК;
§ ч. 1 п. 2.12 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»;
§ на лиц управляющей компании холдинга с участием государства, являющихся государственными должностными лицами в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», не распространяются ограничения, установленные в:
— абзаце 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 указанного Закона;
— ч. 1 ст. 255 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Технические положения в отношении создания, регистрации, изменения состава участников переносятся в постановление Министерства экономики.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь