Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения? |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 02/2019
Количество просмотров 198
Автор отчетность, отчетность, разъяснения, разъяснения, МСФО, МСФО, законодательство законодательство
Почему Разъяснения к МСФО обязательны для применения?

Совет по МСФО озвучил официальную позицию и признал, что компаниям необходимо предоставлять достаточно времени на внедрение в учетную политику изменений в результате разъяснений и решений, принимаемых Комитетом по Интерпретациям.

Вице-председатель Совета по МСФО и по совместительству глава Комитета по Интерпретациям Сью Ллойд поясняет, что разъяснения Комитета по Интерпретациям публикуются только после проведенных обсуждений проблемных вопросов, когда принимается решение не вносить никаких изменений в тексты самих стандартов для устранения непонимания достаточно простых разъяснений.

В связи с этим у компаний возникает два основных вопроса. Первый: если компании до сих пор применяли те или иные МСФО не так, как они теперь интерпретируются официально, значит ли это, что их отчетность за предыдущие периоды ошибочна? Второй: значит ли это, что решения Комитета по Интерпретациям (иначе — новая официальная трактовка МСФО) должны обязательно найти отражение в их будущей отчетности, причем неважно, как скоро это должно случиться? То есть если последние решения комитета датируются мартом этого года, значит ли это, что кто-то, у кого дата отчетности 31 марта 2019 г., должен будет уже представить ее по-новому?

Сью Ллойд дает ответы на оба вопроса. Во-первых, Совет по МСФО рассматривает решения Комитета по Интерпретациям с той точки зрения, что они обеспечивают отражение в отчетности новой полезной информации, которая также способствует общей целостности (например, лучше интегрируя требования с иллюстративными примерами или логикой сопутствующих стандартам «Базисов для умозаключений»). То есть от того что раньше этой информации в отчетности не было, ошибочной она не становится.

Во-вторых, Совет по МСФО не отслеживал, как быстро компании внедряют изменения в результате решений Комитета по Интерпретациям. Сью Ллойд говорит: «Можно даже сказать, мы никогда над этим не задумывались». В связи с этим Совет решил высказать официальную точку зрения, которая гласит, что в зависимости от каждого конкретного случая компаниям может потребоваться достаточно времени на подготовку изменений в учетной политике (это зависит от конкретной компании, оказания Советом по МСФО помощи с этим и т.д.).

И все-таки как долго длится это «достаточно»? Короткий ответ: «зависит от фактов и обстоятельств». От масштаба необходимых изменений учетной политики, типа отчитывающейся организации. Составителям отчетности, аудиторам и регуляторам придется полагаться на свое профессиональное суждение. Однако мыслить при этом лучше категориями месяцев, а не лет — уточняет Сью Ллойд. И общим правилом является то, что компании обязаны после итоговой публикации решений Комитета по Интерпретациям приступать к внедрению изменений как можно скорее — «как только, так сразу».

Иногда все изменения очевидны и прямолинейны, в других случаях это может быть многоступенчатый процесс. По возможности компаниям нужно быть готовыми к тому, чтобы объяснить, на какой стадии процесса они сейчас находятся, и если это существенно, подумать над дополнительными раскрытиями информации об изменениях в учетной политике для пользователей своей отчетности. В общем случае, поскольку все рассматриваемые вопросы, как правило, довольно узкие, Совет по МСФО не ждет, что процесс изменений получится очень растянутым по времени.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала proMSFO.BY

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

2. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

3. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.

4. Оценочные значения в отечественной аудиторской практике |

Изначально термин «оценочные значения» был введен НПАД «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», утвержденными постановлением Минфина Беларуси от 19.06.2002 № 86 (далее — НПАД № 86). Оценочные значения — это исчисленные значения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, допустимые в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, которые применяются при невозможности определения точных значений или при отсутствии независимых, внешних оценок. К оценочным значениям относятся фонды, резервы, регулирующие статьи бухгалтерского учета. Перечень основных оценочных значений был установлен законодательством об аудиторской деятельности.

5. О введении в Республике Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности |

Принятие проекта указа обусловлено вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», в соответствии со ст. 23 которого международные стандарты аудиторской деятельности, Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь. Проектом указа устанавливается, что международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов.
Колонка редактора

1. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

2. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.

3. Всё, что вы не хотели знать про составление нефинансовой отчетности |

Директива ЕС по нефинансовой отчетности от июня 2017 г. распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках ЕС, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников. Европейские банки и инвестфонды, ЕБРР, Всемирный банк, МФК и частные инвесторы уже в обязательном порядке требуют от белорусских компаний наличия нефинансовой информации, и для большинства «новичков» внешнего заимствования это является сюрпризом!