Ожидаемые нововведения в МСФО в 2024 году: будут изменены 4 стандарта |
МСФО (IFRS) S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием» и МСФО (IFRS) S2 «Раскрытие информации, связанной с изменением климата»
Публикация первых двух МСФО стандартов о раскрытии информации об устойчивом развитии является ключевой вехой в реализации видения Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB) — создать глобальную основу для отчетности в области устойчивого развития, ориентированной на инвесторов, на которую могут опираться местные юрисдикции.
Стандарты разработаны с учетом потребностей всех компаний, а не только самых сложных. Они дают четкое представление о том, какую отчетность компаниям необходимо предоставлять, чтобы отвечать потребностям глобальных рынков капитала. Предполагается, что новые МСФО S1/S2 стандарты помогут предоставить инвесторам глобально сопоставимую информацию.
Первые два стандарта ISSB для совместного применения направлены на выявление и сообщение информации, необходимой инвесторам для принятия обоснованных решений — другими словами, информации, которая, как ожидается, повлияет на оценки, которые инвесторы делают в отношении будущих денежных потоков компании.
Для достижения этой цели первый общий стандарт, S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием», предоставляет компаниям основу для отчетности по всем темам, связанным с устойчивым развитием, в отношении управления, стратегии, управления рисками, а также соответствующие показатели и цели.
Во втором стандарте, S2 «Раскрытие информации, связанной с изменением климата», более подробные указаниями о том, как сообщать о рисках и возможностях, связанных с изменением климата. В будущем ожидаются дополнительные стандарты, охватывающие другие темы, а тем временем компании будут использовать рекомендации, изложенные в общем первом стандарте, для отчетности по другим темам.
Стандарты вступают в силу с 1 января 2024 г., но отдельные юрисдикции будут принимать решение о их внедрении. При поддержке глобальных организаций в ряде юрисдикций ожидается достаточно быстрый переход.
В будущем связанная финансовая отчетность и отчетность в области устойчивого развития станут требованием, а не особенностью отчетности как передовой практики. Международный совет по стандартам устойчивого развития (ISSB) называет раскрываемую информацию «финансовым раскрытием информации, связанной с устойчивым развитием», демонстрируя, что раскрытие информации должно быть непосредственно связано с информацией в финансовой отчетности.
Компаниям потребуются процессы и средства контроля, чтобы они могли предоставлять информацию, связанную с устойчивым развитием, того же качества и в то же время, что и финансовую отчетность.
Поправки к стандартам МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
В соответствии с поправками к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» классификация некоторых обязательств на краткосрочные или долгосрочные может измениться (например, конвертируемый долг). Кроме того, компаниям может потребоваться предоставлять новую информацию по обязательствам, на которые распространяются ковенанты.
Компаниям необходимо пересмотреть свои кредитные соглашения сейчас, чтобы определить, изменится ли классификация их обязательств (например, конвертируемых долгов), и подготовиться к раскрытию новой информации об определенных ковенантах.
Согласно существующим требованиям МСФО (IAS) 1, компания классифицирует обязательство как краткосрочное, если у нее нет безусловного права отсрочить расчет не менее чем на 12 месяцев после отчетной даты. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) отменил требование о том, чтобы право было безусловным, и вместо этого теперь требует, чтобы право на отсрочку расчета существовало на отчетную дату и имело содержание.
Компания классифицирует обязательство как долгосрочное, если она имеет право отложить погашение не менее чем на 12 месяцев после отчетной даты. Это право может быть предоставлено компании, соблюдающей условия (ковенанты), указанные в кредитном соглашении.
Tолько ковенанты, которые компания должна соблюдать на или раньше отчётной даты, влияют на классификацию обязательства на краткосрочную или долгосрочную. Ковенанты, которые компания должна соблюдать после отчетной даты, не влияют на классификацию обязательства на эту дату.
Поправки вступают в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 г.или после этой даты, допускается досрочное применение.
МСФО (IFRS) 16 «Аренда»
Поправки к МСФО (IFRS) 16 «Аренда» повлияют на то, как продавец-арендатор учитывает переменные арендные платежи, возникающие в сделке продажи с обратной арендой. Такие переменные арендные платежи должны быть включены в обязательство по аренде. Новая модель учета переменных платежей потребует от продавцов-арендаторов переоценки и, возможно, пересчета сделок купли-продажи с обратной арендой, которые были заключены с 2019 года.
Продавец-арендатор будет оценивать актив в форме права пользования в размере приведенной стоимости, рассчитываемой как справедливая стоимость базового актива* (приведенная стоимость ожидаемых арендных платежей (все переменные) / стоимость базового актива). Обязательство по аренде будет оценено, как приведенная стоимость ожидаемых арендных платежей (все переменные), несмотря на то, что все арендные платежи являются переменными. Возникшая разница (прибыль или убыток) будет признаваться в составе прибыли или убытка.
При последующем учете обязательства по аренде продавец-арендатор уменьшит обязательство по аренде, как если бы «арендные платежи», рассчитанные на дату сделки, были выплачены. Любая разница между этими арендными платежами и фактически уплаченными суммами будет признана в составе прибыли или убытка. Продавец-арендатор может определить арендные платежи, подлежащие вычету из обязательства по аренде, несколькими способами, например, как «ожидаемые арендные платежи» или как «равные периодические платежи» в течение срока аренды.
Поправки вступают в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 г.или после этой даты, допускается досрочное применение.
МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»
Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) внес изменения в МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», чтобы лучше отвечать информационным потребностям пользователей. Поправки вводят требования к раскрытию информации, которые повысят прозрачность механизмов финансирования поставщиков и их влияние на обязательства и денежные потоки компании. В ОПБУ США введены аналогичные требования к раскрытию информации.
Поправки Совета по МСФО применяются к соглашениям о финансировании поставщиков, которые также называются финансированием цепочки поставок, финансированием кредиторской задолженности или обратным факторингом.
Ключевые поправки к МСФО (IAS) 7 и МСФО (IFRS) 7 включают требования о раскрытии:
§ балансовой стоимости финансовых обязательств, которые являются частью соглашений о финансировании поставщиков, и статьи, в которых представлены эти обязательства;
§ балансовой стоимости финансовых обязательств, по которым поставщики уже получили оплату от поставщиков финансовых услуг;
§ диапазона сроков оплаты как по финансовым обязательствам, которые являются частью данных соглашений, так и по сопоставимой торговой кредиторской задолженности, которая не является частью таких соглашений.
Согласно поправкам, компании также должны раскрывать тип и влияние неденежных изменений балансовой стоимости финансовых обязательств, которые являются частью соглашения о финансировании поставщиков.
Все организации, использующие соглашения о финансировании поставщиков, будут обязаны предоставлять новую информацию при условии, что она является материальной.
Поправки вступают в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2024 г. или после этой даты, в течение первого года сравнительная информация не требуется.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь