Отрицательный показатель чистых активов. Порядок ликвидации по Закону о хозобществах |
Рассмотрим порядок ликвидации ООО при отрицательном показателе чистых активов согласно ст. 91 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (изменения от 05.01.2021) (далее — Закон о хозобществах). В частности, кто инициирует ликвидацию? Существует ли обязанность ликвидации по инициативе организации в случае невыполнения требований ст. 91 Закона о хозобществах?
Инициатором ликвидации при отрицательном показателе чистых активов может быть, с нашей точки зрения, только сама организация, поскольку лишь она обладает информацией о величине своих чистых активов.
Ликвидация организации при нулевом либо отрицательном значении ее чистых активов должна быть, по нашему мнению, не обязанностью такой организации, а ее правом.
В соответствии с ч. 3 ст. 91 Закона о хозобществах, если по результатам второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО станет равна нулю или приобретет отрицательное значение, это общество подлежит ликвидации в порядке, установленном Законом о хозобществах и иным законодательством. При этом решение о ликвидации ООО должно быть принято в порядке, установленном Законом о хозобществах и уставом этого общества, не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года, если оговоренное выше основание ликвидации ООО в течение указанного срока не отпало.
Расчет стоимости чистых активов организаций осуществляется в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.06.2012 № 35 (далее — Инструкция № 35).
Согласно п. 2 Инструкции № 35 стоимость чистых активов определяется организациями на 1 января, если иная периодичность не установлена законодательством, на основании данных бухгалтерского баланса как разница между стоимостью активов, принимаемых к расчету стоимости чистых активов, и стоимостью обязательств, принимаемых к расчету стоимости чистых активов. Форма расчета стоимости чистых активов организации приведена в приложении 1 к Инструкции № 35.
С учетом изложенного, осуществив расчет стоимости чистых активов по состоянию на 1 января отчетного года и определив, что чистых активов у общества не имеется, главный бухгалтер ООО обязан уведомить руководителя и участников общества о том, что общество подлежит ликвидации в установленном законодательством порядке.
Согласно ст. 24 Закона о хозобществах хозяйственное общество может быть ликвидировано в соответствии с его уставом по решению общего собрания участников этого общества, принятому в соответствии с Законом о хозобществах и иными законодательными актами.
При этом согласно ст. 111 Закона о хозобществах ликвидация ООО может быть осуществлена добровольно по единогласному решению участников этого общества, а также по другим основаниям и в порядке, определенных Законом о хозобществах и иными законодательными актами.
В случаях и порядке, установленных законодательными актами, ликвидация хозяйственного общества осуществляется по решению регистрирующего органа либо по решению суда.
Если стоимость имущества хозяйственного общества, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса хозяйственное общество может быть ликвидировано только в порядке, установленном законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (ч. 5 ст. 24 Закона о хозобществах).
Банкротство — это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)») (далее — Закон № 415-З).
Лица, имеющие право на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве), определены ст. 8 Закона № 415-З. В частности, согласно названной статье правом на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в связи с неисполнением денежных обязательств и в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладает в том числе и должник.
Согласно ст. 9 Закона № 415-З должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — заявление должника) при наличии одного из следующих оснований:
-
неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер;
-
неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.
Отметим, что п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее — Постановление № 1672) установлено, что критерием:
- неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, является наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и коэффициента обеспеченности обязательств активами, имеющего значение менее нормативного или равное ему (п. 3.3 Постановления № 1672);
- неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, является наличие хотя бы одного из следующих условий:
- наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента обеспеченности обязательств активами, имеющего значение более нормативного;
- наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого более 1, для лизинговых организаций — более 1,2 (п. 3.4 Постановления № 1672).
Заявление должника подается в хозяйственный суд в обязательном порядке при наличии одного из перечисленных в ст. 9 Закона № 415-З оснований, одним из которых является следующее: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника — юридического лица.
С учетом изложенного очевидно, что основание для ликвидации ООО в ситуации, когда стоимость его чистых активов становится равной нулю или отрицательной, принципиальным образом отличается от оснований для подачи ООО на ликвидацию по причине его экономической несостоятельности (банкротства).
В одном случае для ликвидации достаточно, чтобы величина чистых активов по результатам соответствующего отчетного периода стала равна нулю или отрицательной, в другом — чтобы неплатежеспособность должника приобрела или имела устойчивый характер, что должно подтверждаться расчетом соответствующих коэффициентов.
При этом величина чистых активов никоим образом не соотносится напрямую с возможностью погашения задолженностей перед кредиторами.
Более того, подчеркнем, что отрицательная величина чистых активов не всегда означает, что должник не имеет возможности расчета с кредиторами. Во-первых, не все кредиторы настаивают на погашении задолженности одновременно, во-вторых, должник может перекредитоваться, в-третьих, величина чистых активов не всегда характеризует реальную стоимость имущества, не обремененного обязательствами, то есть при его продаже у должника может появиться дополнительная для расчетов с кредиторами сумма средств.
Так, например, у должника могут иметься акции, учитываемые по номинальной стоимости, в то время как их рыночная стоимость может быть существенно большей. И реализовав эти акции, должник сможет, к примеру, рассчитаться со своими кредиторами одномоментно. При этом величина чистых активов до реализации акций может быть отрицательной.
Иными словами, отрицательная величина чистых активов не всегда свидетельствует о том, что организация неплатежеспособна и может быть признана реальным банкротом.
В целом следует признать, что обусловленная изменениями в Закон о хозобществах необходимость ликвидации предприятия при нулевом или отрицательном значении чистых активов в порядке, установленном Законом о хозобществах и иным законодательством, имеет неконкретный характер, поскольку и Закон о хозобществах, и иное законодательство, в частности, Закон № 415-З, не учитывают те особенности, которые обусловлены отрицательной величиной чистых активов. Соответственно, на ликвидацию организаций по данному основанию эти нормативные акты в полной мере распространяться не могут. Тем более что они предполагают несколько иные процедуры, основания и критерии для ликвидации.
Предположим, что ООО по окончании финансового года имеет отрицательную величину чистых активов, то есть оно подлежит ликвидации. Соответственно, с учетом норм новой редакции ст. 91 Закона о хозобществах решение о ликвидации ООО должно быть принято в порядке, установленном этим Законом и уставом этого общества, не позднее шести месяцев после окончания соответствующего финансового года. При этом согласно законодательству, такое решение может быть принято общим собранием самого общества.
Но если общее собрание не примет такое решение, а решит продолжить свою деятельность? Разве может в таком случае обеспечиваться обязательность ликвидации ООО?
Мы полагаем, что даже если организация «вышла» на нулевую или отрицательную величину чистых активов, но при этом у нее не имеется требований со стороны кредиторов, которые не могут быть ею исполнены, необходимость ликвидации такой организации вряд ли является обоснованной и тем более обязательной.
В таких случаях, по нашему мнению, сама организация (в лице участников) должна принимать решение о том, продолжать ли ей свою деятельность, добровольно уходить на ликвидацию или же подавать на банкротство.
Иными словами, ликвидация организации при нулевом либо отрицательном значении ее чистых активов должна быть, с нашей точки зрения, не обязанностью такой организации, а ее правом.
Инициатором такой ликвидации, по нашему мнению, может быть только сама организация. Тем более что первичной информацией о величине чистых активов организации, о том, что эта величина стала нулевой или отрицательной, обладает прежде всего сама эта организация, а не ее контрагенты и соответствующие органы, которые могут быть причастны к процессу ликвидации.
В заключение отметим, что Закон № 415-З, регламентирующий вопросы банкротства субъектов хозяйствования, в значительной степени устарел и не учитывает целый ряд моментов, в том числе и те, которые оговорены изменениями, внесенными в Закон о хозобществах в начале 2021 года.
Не случайно уже в течение ряда лет в нашей стране идет разработка нового нормативного правового акта, который бы заменил Закон № 415-З. Речь, в частности, идет о проекте закона «О разрешении неплатежеспособности», общественное обсуждение которого проводилось на Правовом форуме Беларуси с 17 по 28 декабря 2020 г.
Остается надеяться, что принятие нового правового акта позволит упорядочить имеющиеся нестыковки в законодательстве, расширит права субъектов хозяйствования в части принятия ими решений о ликвидации, уточнит основания (критерии) входа в процедуру банкротства по заявлению должника.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь