О международных нормах, вступающих в силу в Банковском кодексе Республики Беларусь |
Рассмотрим глобальные изменения Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК), внесенные Законом Республики Беларусь от 12.07.2023 № 282-З «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности» (далее — Закон № 282-З). Часть норм Закона № 282-З уже вступила в силу с 22.07.2023, а часть вступит в силу с 01.01.2024 и 01.01.2025. Вступление в силу отдельных положений (с 01.01.2024 или 01.01.2025) будет рассмотрено в каждом конкретном случае.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
По общему правилу, банковское законодательство Республики Беларусь состоит из законодательных актов; распоряжений Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер; постановлений Правительства; нормативных правовых актов Национального банка; нормативных правовых актов, принимаемых Национальным банком совместно с Правительством или республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение БК и иных законодательных актов Республики Беларусь.
Законом № 282-З предоставлено Президенту Республики Беларусь право устанавливать особенности правового регулирования отношений, регламентированных БК.
ПРИОРИТЕТ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
С 22.07.2023 установлен безусловный приоритет норм международного договора Республики Беларусь по отношению к БК.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1. Разработка Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь осуществляется в соответствии с целевыми показателями денежно-кредитной политики.
2. Целевые показатели денежно-кредитной политики утверждаются Президентом Республики Беларусь.
3. Национальный банк и Правительство ежегодно до 1 сентября вносят целевые показатели денежно-кредитной политики, соответствующие целям деятельности Национального банка, на утверждение Президенту Республики Беларусь.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО БАНКА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
БК в ст. 8 закрепляет исключительное право банка осуществлять в совокупности ряд банковских операций. Закон № 282-З уточняет, что среди таких банковских операций находится в том числе предоставление кредитов. Данное уточнение вступает в силу с 01.01.2024.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НКФО
С 01.01.2024 Президент Республики Беларусь наделяется правом устанавливать особенности создания и деятельности отдельных небанковских кредитно-финансовых организаций (далее — НКФО), обеспечивающих функционирование информационных систем в целях формирования и развития единого расчетного и информационного пространства, развития цифровых банковских технологий, а также осуществляющих инкассацию наличных денежных средств, перевозку наличных денежных средств, иных ценностей, удаленное хранение наличных денежных средств и иных ценностей Национального банка, банков и НКФО в целях развития и совершенствования организации наличного денежного обращения. Пример: Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2023 № 225 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», возлагающий на ОАО «Белинкасгрупп» реализацию исключительного права государства на осуществление инкассации наличных денежных средств, перевозки наличных денежных средств, иных ценностей (основные положения данного Указа вступают в силу с 01.01.2024).
ИЗМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Среди принципов банковской деятельности появляется новый — принцип государственного регулирования банковской деятельности в зависимости от системной значимости, риск-профиля банка, НКФО (принцип пропорционального регулирования).
2. Основным принципом банковской деятельности провозглашается обеспечение возврата денежных средств вкладчикам не только банков, но и НКФО.
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ БАНКАМИ И НКФО
В ст. 14 БК устанавливается перечень непосредственно банковских операций, которые разрешено осуществлять банкам на основании лицензии, а также перечень видов деятельности, которые банки и НКФО вправе осуществлять без таковой (в силу своего специального статуса). Это очень важная статья с методологической и практической точки зрения. При осуществлении банком каждой операции (в первую очередь это касается внедрения новых продуктов и услуг) банки «сверяют часы» со ст. 14 БК: есть у них полномочия на совершение той или иной операции в лицензии или нет, является та или иная операция банковской или нет, если нет, то частью какого бизнес-процесса она является и можно ли ее осуществлять банку в принципе? С 01.01.2024 в ст. 14 БК вносятся следующие изменения:
1. Уточнение банковской операции: банковской операцией является размещение привлеченных денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты) от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности (в том числе предоставление кредитов).
2. Уточнение банковской операции: банковской операцией является осуществление расчетного и (или) банковского кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-респондентов. Раскрытие значений терминов «банк-корреспондент» и «банк-респондент» находим в Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения при осуществлении банковских операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818. Банк-корреспондент — банк, в котором открыт корреспондентский, иной счет банка-респондента. Банк-респондент — банк, открывший корреспондентский, иной счет в другом банке. С точки зрения данной терминологии расчетное и (или) банковское кассовое обслуживание возможно банком-корреспондентом в отношении банка-респондента.
3. Уточнение банковской операции: банковской операцией является не только выдача банковских гарантий, но и иные операции с банковскими гарантиями. Справедливое уточнение, так как выдачей банковской гарантии данная банковская операция только начинается.
4. Не будут являться банковскими операциями:
§ инкассация наличных денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
§ перевозка наличных денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и НКФО.
5. Осуществление банковских операций без лицензии. Президент Республики Беларусь наделяется правом устанавливать случаи в отношении открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» (далее — Банк развития), открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа», открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» осуществлять отдельные банковские операции без получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Перечень осуществляемых названными организациями банковских операций, особенности применения к ним требований законодательства, предусмотренных для банков, НКФО, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
6. Банки и НКФО вместо поручительства за третьих лиц, предусматривающего исполнение обязательств в денежной форме, будут вправе осуществлять обеспечение исполнения денежных обязательств третьих лиц.
7. Консультационные и информационные услуги банки и НКФО будут вправе осуществлять только в порядке, установленном Национальным банком.
8. Банки и НКФО помимо эмиссии (выдачи) ценных бумаг вправе осуществлять: профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, а также деятельность, не относящуюся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, разрешенную в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
9. Новые виды деятельности, которые вправе осуществлять банки и НКФО помимо банковских операций:
§ деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельность на внебиржевом рынке Форекс);
§ учет векселей в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь;
§ услуги по обслуживанию кредитов в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь;
§ деятельность в рамках партнерских соглашений о сотрудничестве с юридическими и физическими лицами, связанную с осуществлением банковских операций. Направления сотрудничества, порядок и условия осуществления банками и НКФО указанной деятельности устанавливаются Национальным банком.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
С 01.01.2025 банки и НКФО, Банк развития будут вести бухгалтерский учет и составлять индивидуальную финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями, Концептуальными основами представления финансовых отчетов, вводимыми в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов (далее — международные стандарты финансовой отчетности).
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БАНКОВ И НКФО С КЛИЕНТАМИ
Для банков и НКФО появляется новая обязанность — информировать клиентов о результатах рассмотрения их заявлений в сроки и способами, предусмотренными законодательством и договорами.
ПРАВО БАНКОВ И НКФО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ СВОИХ НАРУШЕННЫХ ИЛИ ОСПАРИВАЕМЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Статья 23 БК расширяет права банков и НКФО на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов: банки и НКФО имеют право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе на обжалование в судебном порядке решений, действий (бездействия) Национального банка и иных государственных органов, должностных лиц.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
1. Обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь больше не является основной целью деятельности Национального банка. Вместо этой цели появляется новая — обеспечение финансовой стабильности.
2. Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежного рынка Республики Беларусь и оказания платежных услуг исключено из основных целей деятельности Национального банка.
3. Появляется норма, согласно которой Национальный банк содействует устойчивому экономическому развитию страны.
ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
1. С 01.01.2024 Национальный банк в сфере золотовалютных резервов и иных активов управляет золотовалютными резервами и иными активами в виде иностранной валюты, драгоценных металлов и драгоценных камней в пределах своей компетенции.
2. С 01.01.2024 Национальный банк осуществляет не только депозитарную, но также дилерскую и брокерскую деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
3. С 01.01.2024 Национальный банк устанавливает требования к хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей.
4. С 01.01.2024 Национальный банк регулирует деятельность банков и НКФО с учетом принципа пропорционального регулирования.
5. С 01.01.2024 Национальный банк устанавливает не только порядок государственной регистрации банков и НКФО, но и порядок их ликвидации.
6. С 01.01.2024 Национальный банк осуществляет макропруденциальное регулирование в отношении банков и НКФО, Банка развития, а также иных поставщиков финансовых услуг, регулирование деятельности которых возложено на Национальный банк в соответствии с законодательством, кредитного, депозитного и валютного рынков, платежного рынка Республики Беларусь.
7. С 01.01.2025 Национальный банк осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в соответствии с МСФО, разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в данной сфере.
8. С 01.01.2024 Национальный банк проводит анализ и осуществляет прогноз не только ситуации в денежно-кредитной сфере, но и экономике и на их основе при необходимости размещает соответствующие аналитические материалы на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет.
9. С 01.01.2024 появляются новые функции Национального банка:
§ определять порядок использования Национальным банком банкнот и монет, не бывших в обороте, объявленных недействительными (утратившими силу законного платежного средства на территории Республики Беларусь) и не подлежащих обмену, в качестве сувенирной продукции, в том числе на представительские цели, и для продажи в качестве объекта коллекционирования;
§ устанавливать для поставщиков платежных услуг состав, форму и порядок предоставления ими в Национальный банк информации о совершении либо попытках совершения несанкционированных переводов денежных средств (электронных денег), фактах или попытках хищения денежных средств (электронных денег) путем модификации компьютерной информации, а также о нарушениях безопасности в сфере защиты информации;
§ организовать информационное взаимодействие по передаче и обмену информацией о совершении либо попытках совершения несанкционированных переводов денежных средств (электронных денег), фактах или попытках хищения денежных средств (электронных денег) путем модификации компьютерной информации, а также о нарушениях безопасности в сфере защиты информации между поставщиками платежных услуг и правоохранительными органами, в том числе посредством автоматизированной информационной системы, включая представление сведений, составляющих банковскую тайну. Передача и обмен указанной информацией между поставщиками платежных услуг и правоохранительными органами не являются нарушением банковской тайны;
§ разъяснять вопросы применения БК. Очень важная и нужная функция для банков: теперь за разъяснением БК можно будет смело обращаться в Национальный банк.
ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ БАНКНОТ И МОНЕТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
C 01.01.2024 Национальному банку предоставлено право использовать банкноты и монеты, не бывшие в обороте, объявленные недействительными (утратившими силу законного платежного средства на территории Республики Беларусь) и не подлежащие обмену, в качестве сувенирной продукции, в том числе на представительские цели, и для продажи в качестве объекта коллекционирования.
ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ В БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМЕ
С 01.01.2024 Национальный банк в области регулирования расчетов в безналичной форме:
§ определяет порядок осуществления расчетов в безналичной форме;
§ устанавливает объем и содержание отчетности и иной информации, представляемой банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и необходимой для целей регулирования расчетов в безналичной форме, в том числе осуществленных в период наличия в банках, НКФО принятых (вынесенных) уполномоченными в соответствии с законодательными актами государственными органами (должностными лицами) (далее — уполномоченные государственные органы (должностные лица)) постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете клиента, и (или) решений (постановлений) о приостановлении операций по его счету, а также при замораживании средств и блокировании банковских операций на основании решений банков, НКФО, Банка развития либо органа финансового мониторинга.
Национальный банк наделяется следующими правами:
§ запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций информацию, необходимую для осуществления расчетов в безналичной форме посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств;
§ требовать представления банками, НКФО отчетности и иной информации в соответствии с БК и нормативными правовыми актами Национального банка и получать такие отчетность и иную информацию.
ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА
С 01.01.2024 изменяются права Национального банка в области банковского надзора.
1. Вместо термина «бенефициарные собственники» появляются термины «бенефициарные владельцы» и «иные владельцы».
Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, владеющее не менее 10 % акций банка, НКФО либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеющее право или возможность давать обязательные для банка, НКФО указания, влиять на принимаемые ими решения или иным образом контролировать их действия.
Под иным владельцем понимаются физическое лицо или организация, владеющие косвенно (через третьих лиц) акциями банка, НКФО, которые прямо или косвенно находятся во владении бенефициарного владельца и предоставляют ему (в том числе на совокупной основе) основания для оказания влияния на принимаемые банком, НКФО решения или осуществления контроля за их действиями иным образом. Основания для признания наличия косвенного (через других физических лиц и (или) другие организации) владения акциями банка, НКФО, порядок расчета доли находящихся в таком владении акций, критерии для признания в качестве бенефициарного владельца или иного владельца, а также требования к учредителям, акционерам, бенефициарным владельцам и иным владельцам устанавливаются Национальным банком.
2. Расширяется перечень лиц, в отношении которых Национальный банк устанавливает квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации: помимо того, что было (независимые директора, иные члены Совета директоров (Наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа банка, НКФО, руководитель и главный бухгалтер банка, НКФО, их заместители), в данный перечень включены должностное лицо, ответственное за управление рисками, должностное лицо, ответственное за внутренний контроль, руководитель службы внутреннего аудита, руководитель подразделения комплаенс-контроля, включающего функции по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, лица, их замещающие, иные должностные лица, выполняющие ключевые функции в банке, НКФО, Банке развития (далее — ключевые функции в банке).
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь