МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 04/2019
Количество просмотров 279
Автор МСФО для МСП, МСФО для МСП, IFRS for SMEs, IFRS for SMEs, оценка оценка

Существует ряд стандартов финансовой отчетности и требований к раскрытию информации, которые не могут быть использованы для построения финансовой отчетности малых и средних предприятий. В результате в МСФО для МСП (IFRS for SMEs) не раскрыты следующие вопросы: доход на акцию; промежуточная финансовая отчетность; раскрытие по сегментам; страхование; активы для продажи. МСФО для малых и средних предприятий разработаны для применения предприятиями, к которым нет общественного интереса (то есть их акции и облигации не торгуются публично). Концепция МСФО для МСП состоит в том, что данный стандарт выступает в роли автономного стандарта, базирующегося на основных МСФО, но содержащего упрощения, приемлемые для малых и средних предприятий.

Несмотря на то, что ряд методик учета (к ним относится методика по проведению переоценки собственности, сооружений и оборудования, нематериальных активов, а также методика проведения пропорциональной консолидации инвестиций в совместно контролируемые предприятия) запрещен данным стандартом, методики учета, которые используются МСП в этих направлениях, более простые.

В стандарте МСФО для МСП также содержатся переходные положения, которые позволяют использовать все освобождения от требований, предусмотренные МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО». Кроме того, в рамках стандарта предусматривается возможность МСП не подготавливать сопоставимую информацию и не проводить переоценку начальных остатков в отчете о финансовом положении в случае, если это является «непрактичным».

Таким образом, МСФО для МСП позволяет малым и средним предприятиям соответствовать менее чем 10% требований, которые выполняют публичные компании, подготавливающие отчетность в соответствии с полным набором МСФО.

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году.

Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП. Ситуация: организация в первый раз составляет свою отчетность, ориентируясь на требования IFRS for SMEs. Должна ли она при этом основывать свой вывод о возможности для ее инвестиционной собственности быть измеренной по справедливой стоимости без излишних затрат и усилий на получение информации о выгодах и затратах на дату перехода или же нужно смотреть на выгоды и затраты на дату составления первой финансовой отчетности в соответствии с IFRS for SMEs?

По мнению рабочей группы перехода, следует выбирать второй вариант — оценивать возможность надежной оценки по справедливой стоимости инвестиционной собственности на дату перехода, притом без лишних затрат и усилий, нужно на основе информации о затратах и выгодах также на дату перехода на стандарт IFRS for SMEs. Дополнительные затраты и усилия вследствие разрыва во времени между датой перехода и датой первого применения стандарта принимать в расчет не следует.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.