Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 08.04.2021 № 140 «О выбытии имущества» |
В целях оптимизации активов и повышения прибыли (недопущения убытков) организаций был принят Указ Президента Республики Беларусь от 08.04.2021 № 140 «О выбытии имущества» (далее — Указ № 140).
Отметим, что с 01.01.2015 до 01.01.2017 организации могли применять нормы Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2015 № 345 «О выбытии имущества».
С 01.01.2017 до 01.01.2021 организации могли применять нормы Указа Президента Республики Беларусь от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества» (далее — Указ № 284).
ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ УКАЗ № 140?
Указ № 140 устанавливает, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь») вправе по 31 декабря 2023 г. при выбытии имущества, названного в п. 2 Указа № 140, путем его безвозмездной передачи, списания или реализации относить за счет добавочного капитала в пределах его остатка и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме:
-
при безвозмездной передаче — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его передачей;
-
при списании — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его списанием, за вычетом стоимости полученных при списании и принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (при их наличии);
-
при реализации — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его реализацией, за вычетом доходов от его реализации (без учета налога на добавленную стоимость) (ч. 1 п. 1.1 Указа № 140).
Нормы ч. 1 п. 1.1 Указа № 140 схожи с аналогичными нормами Указа № 284.
Важной особенностью является то, что остаточная стоимость (стоимость) и расходы, отнесенные в порядке, установленном в ч. 1 п. 1.1 Указа № 140, не учитываются при налогообложении (ч. 2 п. 1.1 Указа № 140).
Применительно к Указу № 284, применявшемуся до 01.01.2021, порядок налогообложения был разъяснен письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2-2-10/00223 «О налоге на прибыль».
Также Указ № 140 устанавливает, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь») вправе по 31 декабря 2023 г. при приеме безвозмездно полученного имущества, названного в п. 2 Указа № 140, определять первоначальную стоимость по остаточной стоимости (стоимости), числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача (п. 1.2 Указа № 140).
Подобная норма содержалась и в Указе № 284.
В порядке, установленном в п. 1 Указа № 140, может производиться выбытие (прием) следующего имущества (долей в праве собственности на него), учитываемого в составе основных средств и вложений в долгосрочные активы:
-
находящегося в государственной собственности и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными юридическими лицами;
-
находящегося в государственной собственности и переданного в соответствии с актами законодательства в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям;
-
принадлежащего хозяйственным обществам, созданным в процессе приватизации арендных предприятий, а также преобразования государственных, государственных унитарных, арендных и коллективных (народных) предприятий, колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов);
-
находящегося в собственности организаций потребительской кооперации, а также закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за созданными ими юридическими лицами;
-
принадлежащего организациям, передаваемого в государственную собственность (п. 2 Указа № 140).
Подобные нормы содержались и в Указе № 284.
Отметим, что согласно п. 2 Указа № 140 в порядке, установленном в п. 1 Указа № 140, может производиться выбытие (прием) имущества, принадлежащего организациям, передаваемого в государственную собственность.
До 2021 года в п. 2 Указа № 284 содержалась норма о возможности применения п. 1 данного Указа в отношении имущества, принадлежащего коммерческим и некоммерческим организациям, передаваемого в государственную собственность.
Важно обратить внимание на следующее: в порядке, установленном в п. 1 Указа № 140, может производиться выбытие не любого имущества, а только учитываемого в составе основных средств и вложений в долгосрочные активы, перечисленного в п. 2 Указа № 140.
Указ № 140 вступил в силу 11.04.2021 (после его официального опубликования) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г. (п. 5 Указа № 140).
ПРИМЕНЕНИЕ УКАЗА № 140 — ПРАВО (А НЕ ОБЯЗАННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ), ПРИМЕНЕНИЕ КОТОРОГО ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКОЙ
Как указано в п. 1 Указа № 140, применение данного Указа является правом организации. Применять его не обязательно.
Организация при отражении выбытия и поступления имущества может применять как порядок, предусмотренный Указом № 140 (для тех случаев, на которые распространяется данный Указ), так и общеустановленный порядок, предусмотренный нормами Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26), Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50), Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (далее — Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи), Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112.
По мнению автора, применять нормы Указа № 140 организация может выборочно. Например, применять нормы Указа № 140 в отношении выбытия имущества, названного в п. 2 данного Указа, путем его безвозмездной передачи, списания или реализации и не применять в отношении определения первоначальной стоимости безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны.
Если организация решит применять в своей деятельности нормы Указа № 140, свой выбор согласно нормам Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) организации следует закрепить в учетной политике.
Учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абз. 22 ст. 1 Закона № 57-З).
Способы ведения бухгалтерского учета — применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80) (далее — Национальный стандарт № 80).
Согласно абз. 16 ст. 1 Закона № 57-З профессиональное суждение — точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона № 57-З, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности.
Изменение учетной политики организации — замена одного способа ведения бухгалтерского учета на другой (абз. 3 п. 2 Национального стандарта № 80).
Пунктом 6 ст. 9 Закона № 57-З предусмотрено, что учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З.
Частью 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З предусмотрено, что изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
-
изменения законодательства Республики Беларусь;
-
изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
-
принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Поскольку на начало года у организаций отсутствовала вариантность бухгалтерского учета рассматриваемых хозяйственных операций, организации, как правило, не оговаривали общепринятые способы ведения бухгалтерского учета в учетной политике, следовательно, изменения в учетную политику не вносятся.
Однако следует отметить, что в случае необходимости организации могут вносить дополнения в учетную политику. Дополнения в учетную политику не считаются изменениями в учетную политику, если соответствующие способы и методы учета не были уже оговорены в учетной политике. Закон № 57-З не содержит запрета на внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года.
Обоснования дополнений в учетную политику указываются в примечаниях к бухгалтерской отчетности. Дополнения к учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации.
Как уже говорилось выше, Указ № 140 вступает в силу с 11.04.2021 (после его официального опубликования) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г. (п. 5 Указа № 140).
Таким образом, если организация желает применять Указ № 140 с 1 января 2021 г., ей следует внести дополнения в учетную политику на дату вступления в силу Указа № 140 и распространить их действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Примечания к бухгалтерской отчетности должны содержать способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике (абз. 3 п. 51 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104).
В примечаниях к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация о дополнениях учетной политики, в частности содержание и причины дополнений учетной политики.
При составлении консолидированной отчетности организациям необходимо учитывать следующее.
Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации (ч. 2 п. 7 ст. 14 Закона № 57-З).
Организации, объединенные в группу организаций, должны применять одинаковые способы ведения бухгалтерского учета в тех отчетных периодах, за которые составляется консолидированная отчетность (п. 3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2014 № 46).
ЕСЛИ УБЫТОК ОТ ВЫБЫТИЯ ИМУЩЕСТВА БЫЛ ОТРАЖЕН В ОБЩЕУСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ УКАЗА № 140
Как быть, если организация решила воспользоваться нормами п. 1 Указа № 140, однако выбытие имущества было отражено в общеустановленном порядке?
Учетная оценка — стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (абз. 21 ст. 1 Закона № 57-З).
Для целей Национального стандарта № 80 используются следующие термины и их определения:
-
изменение в учетной оценке — корректировка учетной оценки активов или обязательств, величины погашения стоимости активов, обусловленная появлением относящейся к этим активам или обязательствам новой информации или изменением обстоятельств, на которых основывалась их учетная оценка, и не являющаяся исправлением ошибки в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности;
-
ошибка — неправильное отражение (неотражение) хозяйственной операции в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности (п. 2 Национального стандарта № 80).
Ошибка может быть обусловлена:
-
неправильным применением законодательства Республики Беларусь;
-
неправильным применением учетной политики организации;
-
неточностями в вычислениях при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности;
-
неправильной учетной оценкой активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации;
-
неиспользованием или неправильным использованием при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности имеющейся информации о совершенной хозяйственной операции;
-
неиспользованием при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности информации о совершенной хозяйственной операции в связи с отсутствием до даты утверждения бухгалтерской отчетности первичного учетного документа, подтверждающего ее совершение.
Неточность в вычислениях при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности, выявленная в результате появления новой информации, не является ошибкой и признается изменением в учетной оценке (п. 8 Национального стандарта № 80).
По мнению автора, если организация решила воспользоваться нормами п. 1 Указа № 140, однако выбытие имущества было отражено в общеустановленном порядке, отражение хозяйственных операций должно быть таким, как при изменениях в учетной оценке.
Суммы изменений в учетных оценках определяются исходя из текущего состояния активов или обязательств и предполагаемого увеличения или уменьшения экономических выгод, связанных с этими активами или обязательствами (п. 6 Национального стандарта № 80).
Сумма изменения в учетной оценке, за исключением изменения, указанного в ч. 2 п. 7 Национального стандарта № 80, отражается в составе:
-
доходов или расходов того отчетного периода, в котором произошло это изменение, если это изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период;
-
доходов или расходов в будущих периодах, если это изменение повлияет на показатели бухгалтерской отчетности за будущие периоды (ч. 1 п. 7 Национального стандарта № 80).
Сумма изменения в учетной оценке, непосредственно влияющего на величину собственного капитала, отражается в:
бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и других счетов учета собственного капитала и кредиту (дебету) соответствующих счетов в том отчетном периоде, в котором произошло это изменение;
бухгалтерской отчетности за отчетный период посредством корректировки соответствующих статей собственного капитала и других связанных с этим изменением статей бухгалтерской отчетности (ч. 2 п. 7 Национального стандарта № 80).
Таким образом, по мнению автора, организация может отразить следующие записи в бухгалтерском учете в месяце изменения учетной оценки.
ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
При составлении бухгалтерской отчетности суммы остаточной стоимости (части остаточной стоимости, стоимости) имущества и расходов (части расходов), связанных с его безвозмездной передачей, списанием, реализацией, списанные согласно Указу № 140 за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), отражаются:
-
в отчете о прибылях и убытках — по статье «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)» (строка 230);
-
в отчете о движении собственного капитала — в графах 7, 8 статьи «Расходы от прочих операций, не включаемые в чистую прибыль (убыток)» (строка 163) (письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 23.08.2017 № 15-1-17/46).
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь