Финансовый директор BMW о важности МСФО и сложностях с ними |
На мюнхенской встрече попечителей Фонда МСФО со вступительной речью выступил доктор Николас Питер (Nicolas Peter), финансовый директор автоконцерта BMW AG. В ней он отметил, насколько большое значение имеют стандарты МСФО для его компании и мировых финансовых рынков в целом, а также коснулся самых актуальных проблем на данный момент.
Немецкий разработчик стандартов финансовой отчетности Deutsche Rechnungslegungs Standards Committee (DRSC) — так же, как и Фонд МСФО — посвятил себя стандартизации и гармонизации системы регулирования и преуспел в этом. Особенную важность это имеет в свете нарастающей экономической и политической нестабильности в отдельных регионах земного шара, но по той же причине, как говорит Николас Питер, универсальность системы отчетности ценится как никогда ранее, а МСФО как ее часть — значительный шаг на пути к достижению ключевой цели.
Компания BMW AG поняла это уже давно, ведь сравнимость отчетности международных компаний, очевидно, является одной из фундаментальных основ глобальных интегрированных экономических систем. Сравнимость отчетности — одно из условий доступа к финансовым рынкам по всему миру. Совет по МСФО вот уже более 45 лет является одной из направляющих сил в этих процессах, а немецкий DRSC стал играть значительную роль в Европе уже в последние годы.
Автоконцерн принял решение переходить на МСФО еще в 2001 году — за четыре года до массового «переезда» европейских компаний на международные стандарты финансовой отчетности. Решение это, по словам Николаса Питера, было абсолютно верным, как это и показала история. Сегодня МСФО являются по-настоящему глобальным стандартом, учитывая тот факт, что уже 160 мировых юрисдикций их применяют. И даже если отдельные страны, такие как Китай, пока не используют у себя МСФО прямо, они в любом случае довольно точно следуют правилам, которые Совет по МСФО устанавливал в последние годы, — отмечает эксперт.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА СЕГОДНЯ
Конечно, такой набор универсальных правил не может не сопровождаться новыми вызовами для бизнеса. Внедрение целого ряда очень важных стандартов в 2019 году (IFRS 9, IFRS 15 и IFRS 16) потребовало значительных усилий и расходов. Выпуск стандартов IFRS 9 и IFRS 15 Николас Питер называет «шагом в правильном направлении», поскольку им удалось консолидировать несколько разрозненных руководств и привести в большее соответствие друг с другом управление рисками и бухучет.
А вот IFRS 16, с другой стороны, в случае с BMW просто привел к тому, что компания стала раскрывать на балансе элементы, которые ранее отражала в примечаниях к отчетности. При этом за два года им пришлось значительно увеличить расходы на персонал и IT-системы. И, несмотря на гармонизацию методов учета, в компании они наблюдают, что не все отчетные результаты стали по-настоящему сравнимыми между собой. Например, они постоянно фиксируют у других компаний дополнительные корректировки показателей выручки с учетом неповторяющихся эффектов. Если не будет единого стандарта для этих дополнительных корректировок, не будет и четкого ответа на вопрос о том, что подпадает под определение операционного бизнеса, а что нет.
Следует отметить, что вероятным решением обозначенной финансовым директором BMW проблемы станут итоги проекта по основным формам отчетности, с которым Совет по МСФО плавно движется к завершению. Среди прочего внимание в нем уделено не оговоренным стандартами показателям дохода (non-GAAP), о чем в очередной раз рассказывал Ханс Хугерворст.
Говоря о своей компании, Николас Питер заверил присутствующих, что лично они никогда дополнительных корректировок не вносят и таких скорректированных показателей не демонстрируют. Однако это также означает, что не всегда можно напрямую сравнить между собой пресс-релизы от разных компаний.
Оригинальный текст выступления эксперта можно прочитать на английском языке на www.ifrs.org.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь