Участники круглого стола «Безопасность пищевой продукции и защита прав потребителей ЕАЭС» изложили основные инициативы по борьбе с контрафактом |
Единые подходы в области контроля за производством и обращением пищевых продуктов должны быть приняты в странах Евразийского экономического союза , а меры ответственности за нарушения в этой сфере – унифицированы. Такие предложения озвучили участники круглого стола «Безопасность пищевой продукции и защита прав потребителей ЕАЭС».
«На союзном рынке – немало фальсифицированных и контрафактных продуктов, – подчеркнул директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский. «Это серьезная проблема. Комиссия приняла сотни документов в разных сферах экономики, позволяющих бороться с небезопасными товарами. Но контроль за исполнением этих документов оставлен на национальном уровне. Отсутствие в странах ЕАЭС единых подходов к контролю создает определенные лазейки для недобросовестных предпринимателей, в том числе на рынке продовольствия».
При этом основная масса нарушений связана с несоответствием в продуктах санитарно-гигиенических показателей безопасности требованиям нормативных актов Союза. В ряде случаев не соблюдаются нормы техрегламентов ЕАЭС по маркировке: например, на упаковках нет сведений об отдельных компонентах, содержащихся в том или ином продукте; наносятся недопустимые надписи, которые вводят в заблуждение потребителей и т.д.
Участники круглого стола отметили необходимость принятия адекватных мер. В первую очередь они предложили гармонизировать законодательство государств-членов в области защиты прав потребителей и контроля за производством и обращением пищевой продукции. Сделать это нужно, предварительно проведя серьезную научно-исследовательскую работу. По общему мнению, это могла бы взять на себя Евразийская экономическая комиссия совместно с ведущими учеными союзных стран.
Второе предложение – для защиты прав потребителей максимально эффективно использовать единую информационную базу ЕАЭС, которую сейчас формирует Комиссия. В частности, необходимо создать реестры опасной пищевой продукции, выпускающих ее предприятий и выявленных в этой сфере нарушений, сделав сведения доступными для любого пользователя. В качестве альтернативного варианта – расширить до союзного уровня опыт похожей информационной системы, которая уже создана при Роспотребнадзоре.
Третьей инициатива связана с необходимостью повышения ответственности бизнеса за счет внедрения в странах ЕАЭС риск-ориентированного подхода к контролю и принципов саморегулирования. Ведь чаще всего недобросовестные предприниматели в погоне за выгодой подделывают популярные сорта продовольственных товаров.
Применение общих подходов в контроле, установление единых мер ответственности, четкий алгоритм взаимодействия контролирующих органов стран Союза друг с другом и с ЕЭК, а также наделение Комиссии реальными полномочиями в сфере надзора – все это, по мнению участников круглого стола, позволит выстроить эффективные барьеры на пути нелегальной и фальсифицированной пищевой продукции на евразийском рынке.