Новости

Состоялся круглый стол «Практика применения законодательства о закупках»

Состоялся круглый стол «Практика применения законодательства о закупках» |

Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 262
Автор законодательство, законодательство, госзакупки, госзакупки, круглый стол, круглый стол, Академия управления Академия управления

Круглый стол «Практика применения законодательства о закупках», в центре обсуждаемых вопросов которого были обозначены сферы государственных закупок и закупок за счет собственных средств, прошел на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь, сообщается на Национальном правовом интернет-портале.

В Республике Беларусь категория «закупки» носит собирательный характер и включает в себя все возможные способы приобретения товаров (работ, услуг), урегулированные законодательно, а также осуществляемые на основании локальных правовых актов субъектов хозяйствования.

Закупки в их нормативной регламентации включают в себя несколько сфер и соответствующих отношений:

  •     государственные закупки, осуществляемые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и иным законодательством о государственных закупках;

  •     закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, регулирование которых осуществляется Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», а также Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»;

  •     закупки за счет собственных средств, осуществляемые в соответствии с постановлением Совета Министров от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств», а также решениями местных советов депутатов;

  •     закупки за счет собственных средств при приобретении услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилых домов, техническому обслуживанию лифтов, обращению с твердыми коммунальными отходами, а также дополнительных жилищно-коммунальных услуг, выполнение работ по объектам внешнего благоустройства населенных пунктов на конкурентной основе, которые осуществляются в соответствии с постановлением Совета Министров от 2 декабря 2019 г. № 826 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7».

Для всех указанных сфер установлены отличающиеся своими особенностями подходы в правовом регулировании.

Критически важным представляется оценка эффективности правового регулирования закупок в целом для достижения тех целей, которые ставились при установлении правовых норм для соответствующих отношений.

Очевидно, показателем такой эффективности является правоприменительная практика и осуществляемые уполномоченными государственными органами контрольные мероприятия.

Текущее состояние и перспективы совершенствования законодательства о закупках — государственных закупок, закупок за счет собственных средств обозначены Павлом Жуковским, начальником управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Анализ практики рассмотрения жалоб уполномоченным государственным органом по государственным закупкам на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении процедур государственных закупок, анализ выявляемых нарушений в ходе проведения камеральных проверок при осуществлении процедур государственных закупок приведен Ириной Третьяковой, начальником отдела координации контроля государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Практика обжалования в судебном порядке в сфере государственных закупок обсуждена в ходе выступления Елены Костромы, судьи Верховного Суда. В частности, отмечено, что порядок судебного обжалования регламентирован статьей 56 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17 июля 2018 г.), в соответствии с которой:

  -    Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки в случае нарушения их прав и законных интересов.

  -    Решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и (или) предписание уполномоченного государственного органа по государственным закупкам могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке в течение трех месяцев со дня размещения таких решения и (или) предписания в государственной информационно-аналитической системе, а в случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника – со дня получения в письменной форме заказчиком (организатором), товарной биржей таких решения и (или) предписания.

  -    Иные решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

    Процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры.

С 1 июля 2019 года в Законе «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» более четко в сравнении с прежней его редакцией прописан порядок обжалования и сроки такого обжалования. На сроки обжалования, предусмотренные пунктом 2 статьи 56 Закона, следует обратить особое внимание, поскольку пропуск их дает основание к отказу судом в признании недействительным заявления, поданного в соответствии с главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК). Так, в соответствии со статьей 198 Гражданского кодекса (ГК) законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, на которую распространяются правила статей 199–208 ГК. Если Министерство антимонопольного регулирования и торговли заявит об истечении данного срока, то в силу статьи 200 ГК это является основанием к вынесению решения об отказе в иске.

В судебной практике такие решения уже имеются, в частности, при применении части 6 пункта 44 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», согласно которой решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства может быть обжаловано в суд в течение тридцати календарных дней со дня его принятия.

Переходный период при вступлении в силу с 1 июля 2019 года новой редакции Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» вызвал спор о порядке применения статьи 2 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». В соответствии с данной статьей его действие не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до 1 июля 2019 года.

Суть спора состояла в том, что по договору на государственную закупку, заключенному до 1 июля 2019 года, со стороны поставщика имело место неисполнение обязательств, вследствие чего договор расторгнут решением суда, а заказчик обратился в МАРТ с заявлением о включении такого субъекта в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. МАРТ применил законодательство о государственных закупках, действовавшее до 1 июля 2019 года, то есть до вступления в силу новой редакции Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Заявитель обратился в Верховный Суд, указывая на то, что включение в указанный список должно быть осуществлено в соответствии с новой редакцией Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Суд поддержал позицию МАРТ, равно как и кассационная коллегия также не усмотрела нарушений в действиях министерства.

Алеся Касьянчик, судья экономического суда г. Минска, в своем выступлении рассмотрела судебную практику по спорам в сфере закупок: категорирование споров и перспективы обобщения практики по таким спорам; оспаривание несостоявшихся процедур, отмененных процедур; форма обращения в суд, выбор вида судопроизводства; распределение бремени доказывания, предоставление доказательств; исполнение решений суда по спорам в сфере закупок.

В ходе обсуждения практики осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере закупок Павел Зайцев, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры, указал на ряд проблемных вопросов.

Только в сфере государственных закупок в 2019 году по результатам проведенных проверок (более 350) и иных надзорных мероприятий органами прокуратуры внесено свыше 800 актов надзора, к ответственности привлечено порядка 1300 лиц. Аналогичная картина отмечалась по итогам 2018 года.

Наиболее уязвимыми сферами являются промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ, здравоохранение, образование.

.  

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Полемика
Аудит

1. МСФО и МСА в кредитной организации: справедливая стоимость активов: оценка ненаблюдаемых данных |

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» закрепил в методологии формирования отчетности принципы оценки справедливой стоимости. При оценке стоимости активов и обязательств, по которым не используются наблюдаемые данные официальных и всемирно признанных источников, у специалистов по МСФО нередко возникают вопросы. На что при этом следует обратить внимание?

2. Изменения в правовом регулировании оценки качества работы аудиторов |

Постановлением Минфина от 18.10.2019 № 59 «Об оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов» внесены изменения в национальные правила аудиторской деятельности и утверждена Инструкция о принципах осуществления аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим как на практике применять новое ругелирование.

3. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

4. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.
Колонка редактора

1. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

2. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.

3. О новом руководстве по определению справедливой стоимости |

МСФО (IFRS) 13 «Измерения по справедливой стоимости». Руководство в основном касается нюансов измерения собственного кредитного риска и кредитного риска контрагента при определении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств.