Новости

Registr.by: мониторинг аналитики за 4 - 10 марта |

Количество просмотров 147
Автор Андрей Дембский-Новиков, редактор отдела "Новости" Андрей Дембский-Новиков, редактор отдела "Новости"
Автор Беларусь, Беларусь, аналитика, аналитика, мониторинг мониторинг
Registr.by: мониторинг аналитики за 4 - 10 марта

Функционирование специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль над оборотами в сфере игорного бизнеса: новый порядок


Положение о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, и мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию (далее —Положение), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 1762, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2019 г. № 123 (далее — постановление № 123) изложено в новой редакции.

Как и ранее, в новой редакции Положения под специальной компьютерной кассовой системой, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее — СККС), понимается программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля над деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях.

Не претерпели изменений и такие термины, как «мониторинговый центр», «субъекты СККС», «уполномоченные государственные органы». В то же время из Положения исключены термины «оборудование организаторов азартных игр, подключаемое к СККС» и «оборудование СККС».

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Реализация товаров, произведенных в Республике Беларусь: новый порядок взаимодействия государственных органов и банков-агентов


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2019 г. № 122 изложено в новой редакции Положение о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов и банков при реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2015 г. № 72 «О мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь».

В новой редакции Положения, в частности, определено, что этот документ устанавливает порядок взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов и банков при компенсации банкам — нерезидентам Республики Беларусь части процентов за пользование кредитами, вознаграждений за постфинансирование аккредитивов и лизинговым компаниям — нерезидентам Республики Беларусь части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь». При этом претерпел некоторые изменения и порядок участия в указанном процессе и банков — резидентов Республики Беларусь, которые являются банками-агентами.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Пожарно-технический минимум


Пожарно-технический минимум (далее — ПТМ) — система знаний, умений и навыков, позволяющая работнику организации обеспечивать пожарную безопасность в рамках осуществления деятельности по занимаемой должности (профессии), в том числе при проведении работ повышенной опасности без специального образования в данной области.

Подготовка по программе ПТМ проводится с целью повышения общих технических знаний по пожарной безопасности работников организации и структурных подразделений с повышенной пожарной опасностью, ознакомления их с правилами пожарной безопасности, а также для более детального изучения работающими порядка использования имеющихся первичных средств пожаротушения и технических средств противопожарной защиты.

Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утверждены Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, взрывопожароопасных и пожароопасных производств, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, в лесах, при осуществлении геологоразведочных работ определяются Советом Министров Республики Беларусь.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Некоторые причины увольнения по инициативе нанимателя: расстаемся с работником без нарушений


В организациях на практике встречаются разные ситуации. В некоторых случаях работник желает уволиться, но наниматель не отпускает его, ссылаясь на невозможность расторгнуть трудовой договор (контракт). В других случаях наниматель по своей инициативе желает расторгнуть трудовые отношения с работником.

Рассмотрим ситуации, когда на законных основаниях наниматель может расстаться с работником, при этом не опасаясь, что трудовой спор в суде может закончиться не в пользу организации.

Основным нормативным правовым документом, регулирующим трудовые отношения между нанимателем и работником, является Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК). Его нормы призваны определять интересы как работника, так и нанимателя. На основании анализа норм ТК и иных законодательных документов Республики Беларусь выявим некоторые причины, по которым наниматель в одностороннем порядке может уволить работника.

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

Частью 2-й ст. 49 ТК установлено, что наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, препятствующем выполнению работы. В соответствии с п. 7 ст. 42 ТК трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случаях появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней

Трудовое законодательство Республики Беларусь предоставляет некоторым категориям граждан возможность ежемесячно либо раз в неделю брать один свободный от работы день. Такие гарантии предоставляет ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь и постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34 «О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней», которым утверждены:

• Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования»;

• Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Порядок и условия предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднедневного заработка за счет средств государственного социального страхования

1. Свободный день в месяц предоставляется работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (при наличии в семье работника двоих и более детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет предоставляется один свободный день в месяц).

2. Свободный день в месяц предоставляется работнику по основному месту работы независимо от того, на условиях полного или неполного рабочего времени он работает, ежемесячно в выбранный им по согласованию с нанимателем день месяца.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный специалист главного финансового управления Минского областного исполнительного комитета


О соблюдении законодательства о закупках за счет собственных средств при заключении договоров финансовой аренды (лизинга)


Правительство Республики Беларусь решило внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 изменения, предусматривающие необходимость соблюдения законодательства Республики Беларусь о закупках за счет собственных средств при приобретении заказчиком товаров путем заключения договора финансовой аренды (лизинга).

Закрепление указанного положения в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229) позволит устранить имеющиеся разногласия по вопросу приобретения товаров в лизинг.

При этом, учитывая специфику правоотношений в рамках договора лизинга, постановлением № 229 определяется, что заключение соответствующего договора должно осуществляться по результатам двухэтапного конкурса, где:

• на первом этапе будет осуществляться выбор заказчиком самого имущества, отвечающего по своим параметрам его потребностям, и поставщика этого имущества, который будет исполнять обязательство в пользу третьего лица —лизингодателя, с определением всех затрагивающих интересы заказчика условий договора поставки и распределением прав и обязанностей субъектов договора поставки между поставщиком, лизингодателем и заказчиком (лизингополучателем) в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, регулирующим осуществление лизинговой деятельности в Республике Беларусь;

• на втором этапе будет осуществляться выбор лизингодателя. При этом в процедуре заказчиком должны быть четко указаны критерии выбора.

<...>

Нина ЗЕЛЬМАН,
эксперт
Илья ФОМИН,
заместитель директора по экономике и финансам «Завод МТКС»


Ошибки должностного лица департамента государственной инспекции труда и его территориальных подразделений Минтруда и соцзащиты

В статье рассматриваются нарушения должностного лица департамента государственной инспекции труда и его территориальных подразделений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, допускаемые при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организации, которые вы сможете трактовать в свою пользу. При выявлении нарушения также сможете обжаловать действия проверяющего, снизить размер штрафа или избежать его совсем.

Единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь регулируется:

• Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510);

• Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее — Положение);

• Положением о порядке проведения мониторинга, утвержденным Указом № 510.

Какие изменения внесены в планирование проверок в 2019 году?

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» предусмотрен уход от системы плановых проверок.

С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства Республики Беларусь и степени их возможных негативных последствий.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Справочная информация

Калькулятор «Расчет подоходного налога в 2019 году»

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на февраль 2019 года

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

1. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

2. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

3. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

4. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

5. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
«Тонкости» GDPR для аудиторских компаний

6. «Тонкости» GDPR для аудиторских компаний |

Клиенты аудиторских, адвокатских и консалтинговых организаций почему-то часто видят их в качестве обработчиков данных и пытаются в рамках договоров навязать условия, соответствующие отношениям «контролер-обработчик». А GDPR содержит в себе требования, которые накладывают на обработчиков определенные ограничения, что означает, что в этом случае компаниям придется следовать этим дополнительным условиям. Это может оказывать на деловые отношения с клиентами определенное давление.
Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость

7. Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость |

Британский эксперт Ричард Мерфи допускает системность аудиторских ошибок. Финансовый учет вводят в заблуждение нематериальные активы и взятые с потолка оценки. Логику рассуждений нужно строить на четырех базовых категориях нематериальных активов. Первая такая категория — это гудвил, то есть превышение уплачиваемой за приобретаемый бизнес суммы над стоимостью его материальных, физических активов, способных быть точно измеренными.
Колонка редактора

1. Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.

2. Манипулирование отчетностью: «нет записи — нет проблемы с подделкой» |

Негатив отчетных кампаний прошлых кризисных периодов наводит на размышления о дополнительном соблазне компаний к манипулированию отчетностью. Любой экономический кризис создает благоприятную основу для роста кризиса доверия. Эта тема постоянно рассматривается профессиональным сообществом, ведь очередная турбулентность на развивающихся рынках связана со значительным увеличением различных видов рисков. В ответ на эти риски некоторые предприятия используют различного рода мошенничества.

3. Плавный отказ от использования LIBOR и ориентир на новые процентные ставки в учете |

В США лишь ограниченное число ориентировочных ставок доступно для использования компаниями — составителями отчетности: ставки по прямым обязательствам американского Казначейства, LIBOR, по свопу на индекс овернайт (OIS) на основе эффективной ставки федеральных фондов, а с августа 2017 года также используется ставка на своп Ассоциации участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA).