Новости

Registr.by: мониторинг аналитики за 1 - 7 апреля |

Количество просмотров 169
Автор Андрей Дембский-Новиков, редактор отдела "Новости" Андрей Дембский-Новиков, редактор отдела "Новости"
Автор аналитика, аналитика, мониторинг мониторинг
Registr.by: мониторинг аналитики за 1 - 7 апреля

Командировки-2019: порядок направления и возмещения расходов


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее — постановление № 176), вступившее в силу с 23 марта 2019 г., объединило в одном документе порядок направления и возмещения расходов по всем командировкам как по Республике Беларусь, так и за границу.

При этом постановлением № 176 утверждено Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках (далее — Положение), которое заменило сразу несколько нормативных правовых актов Республики Беларусь. Положением определены порядок и размеры возмещения расходов, гарантии и компенсации работникам, военнослужащим (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу), сотрудникам военизированных организаций, имеющим специальные звания, при служебных командировках как в пределах Республики Беларусь, так и за границу, а также при направлении за границу на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации) (п. 1 Положения).

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист


Государственное социальное страхование: есть изменения


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2019 г. № 187 внесены изменения в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования.

Индивидуальный персонифицированный учет

Изменения коснулись Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 (далее — Правила).

Так, согласно новой редакции ч. 1-й п. 10 Правил форма ПУ-3 заполняется и представляется:

— работодателем на основании документов бухгалтерского учета и иных документов о начислении, уплате обязательных страховых взносов, периоде (периодах) занятости работников на работах, подлежащих включению в специальный стаж;

— физическим лицом, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, на основании уплаченных страховых взносов и (или) периодов неосуществления деятельности.

Ранее ч. 3-й указанного пункта было установлено, что на физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, при условии отсутствия задолженности по их уплате форма ПУ-3 может заполняться и представляться работником органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на основании данных об уплаченных обязательных страховых взносах и подписывается его электронной цифровой подписью. Теперь данная норма дополнена предложением о том, что сумма уплаченных обязательных страховых взносов указывается в форме ПУ-3 пропорционально месяцам осуществления деятельности.

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист


Осуществление внутреннего контроля риэлтерами, юристами-лицензиатами, адвокатами и нотариусами


Министерство юстиции Республики Беларусь приняло постановление от 15 марта 2019 г. № 40 «Об изменении постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь от 4 октября 2016 г. № 183 и от 4 октября 2016 г. № 184» (далее —постановление № 40). Документом внесены изменения и дополнения в постановления Министерства юстиции Республики Беларусь, касающиеся вопросов осуществление внутреннего контроля риэлтерами, юристами-лицензиатами, адвокатами и нотариусами.

Риэлтеры, юристы-лицензиаты и адвокаты

Постановлением № 40 внесены изменения и дополнения в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 4 октября 2016 г. № 183 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро». В первую очередь следует отметить, что изменилось само название этого документа — «О внутреннем контроле, осуществляемом организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро».

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист


Санитарные правила в лесах: есть изменения


Постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 5 марта 2019 г. № 6 внесены изменения в Санитарные правила в лесах Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 19 декабря 2016 г. № 79 (далее — Санитарные правила). Связано это со вступлением в силу 29 марта 2019 г. Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 152-З, которым внесены изменения и дополнения в Лесной кодекс Республики Беларусь.

Напомним, что Санитарные правила устанавливают виды санитарно-оздоровительных мероприятий, порядок их осуществления и санитарные требования при ведении лесного хозяйства и лесопользовании в лесах Республики Беларусь, а также при производстве в лесу работ и мероприятий, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием. Документ является обязательным для исполнения юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими лесопользование, производящими работы, проводящими различные мероприятия или имеющими объекты в лесном фонде.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Особенности налогообложения и учета расчетов с учредителями по дивидендам в 2019 году


Приближается срок, в течение которого должна быть предоставлена пользователям годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Результаты эффективности работы коммерческой организации выносятся на рассмотрение общего собрания для принятия ряда вопросов, в том числе для выплаты дивидендов.

В связи с изменениями в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК) рассмотрим более подробно некоторые из аспектов, связанных с начислением и выплатой дивидендов отечественными коммерческими организациями.

Общие положения

Дивиденд (лат. Dividend us — «подлежащий разделу») — это часть дохода коммерческой организации, подлежащая разделу (выплате) между участниками (акционерами) в соответствии с ее учредительными документами.

В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) коммерческие организации — это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Как вытекает из вышеизложенного, полученная в результате коммерческой деятельности прибыль распределяется между участниками (учредителями). Отметим, что у организаций различных организационно-правовых форм предусмотрены определенные особенности.

Для целей налогообложения дивиденды — это доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (подп. 2.4 п. 2 ст. 13 НК).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Финансирование мероприятий по ведению лесного и охотничьего хозяйства: порядок определен


Положение о порядке финансирования мероприятий по ведению лесного и охотничьего хозяйства утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2019 г. № 200.

Документ принят в целях определения единых подходов к использованию средств, направляемых на ведение лесного и охотничьего хозяйства, и определяет порядок финансирования мероприятий по ведению лесного и охотничьего хозяйства в 2019 году юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство (далее — юридические лица), за счет платежей за лесопользование, исчисленных по срокам уплаты в 2019 году, поступлений от реализации лесной продукции, поступлений от ведения охотничьего хозяйства, а также сумм пеней, уплачиваемых лесопользователями за предоставление юридическими лицами отсрочки на проведение рубок леса и (или) вывозку древесины, не вырубленной и (или) не вывезенной в установленный срок.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Особенности закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания в 2019 году


Закупки медицинской техники и изделий медицинского назначения в Республике Беларусь регулируют Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

С учетом подписанного 29 мая 2014 г. Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) закупки указанных категорий товаров должны осуществляться по результатам аукционов.

Вместе с тем п. 25 Перечня товаров, работ и услуг, по которым закупки осуществляются путем проведения аукциона (приложение 4 к Протоколу о порядке регулирования закупок, утвержденному приложением 25 к Договору), предусматривается возможность установления законодательством государства-члена особенностей при проведении закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Следует отметить, что с 2009 года и по настоящее время в Республике Беларусь существуют особенности централизации государственных закупок медицинских товаров — лекарственных средств, лечебного питания и медицинских изделий.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Изменения в порядке представления персональных данных из регистра населения


Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25 марта 2019 г. № 59 (далее — постановление № 59) внесены изменения в постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 12 марта 2013 г. № 73 «О порядке удостоверения запроса о предоставлении персональных данных физических лиц из регистра населения» (далее —постановление № 73).

Принятие документа связано со вступлением 18 апреля 2019 г. в силу положений Закона Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 170-З, которыми вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения» (далее — Закон № 418-З), том числе в новой редакции изложена ст. 24 «Порядок предоставления персональных данных из регистра организациям, нотариусам» Закона № 418-З.

В новой редакции указанной статьи устанавливается, в частности, что представление персональных данных (в том числе обезличенных) из регистра без согласия физического лица осуществляется регистрирующей службой бесплатно:

1) государственным организациям, указанным в ст. 12 Закона № 418-З, — в целях обеспечения внесения персональных данных в регистр или актуализации персональных данных в регистре;

2) органам, ведущим административный и (или) уголовный процесс, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, — для целей ведения административного и (или) уголовного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности;

3) иным организациям, нотариусам — при наличии у них предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь права на получение определенных персональных данных, необходимых для достижения конкретных целей.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Государственно-частное партнерство: изменения в регулировании


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2019 г. № 193 (далее — постановление № 193) внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 532 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года «О государственно-частном партнерстве»» (далее —постановление № 532).

Принятие документа связано со вступлением в силу 1 апреля 2019 г. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 134-З, которым внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее — Закон № 345-З). В частности, в новой редакции были изложены ст. 17«Комиссия по проведению конкурса», ст. 18 «Виды конкурса», ст. 20 «Предварительный отбор», ст. 21 «Проведение консультаций с включенными в список участниками конкурса», ст. 22 «Определение победителя конкурса. Обязанности победителя конкурса» Закона № 345-З, претерпели изменения и многие другие нормы Закона № 345-З.

Постановлением № 193 в новой редакции изложено Положение о порядке подготовки, рассмотрения и оценки предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства, утвержденное постановлением № 532.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Схемы обращения с коммунальными отходами: определен порядок разработки и утверждения


Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 7 декабря 2018 г. № 9 (далее — постановление № 9). Документ определяет состав, порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами (далее — схемы) на территориях населенных пунктов.

Инструкцией определено, в частности, что порядок сбора и удаления коммунальных отходов, определенный схемами, обеспечивает:

а) сбор всех образующихся коммунальных отходов с учетом их происхождения, возможности использования, количества и размеров; доступность системы сбора коммунальных отходов для населения административно-территориальной или территориальной единицы;

б) предотвращение загрязнения коммунальными отходами окружающей среды;

в) экономическую эффективность системы сбора и удаления коммунальных отходов;

г) извлечение вторичных материальных ресурсов из состава коммунальных отходов с целью предотвращения их захоронения.

Согласно Инструкции схемы разрабатываются, утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами для города Минска, районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор. Предусмотрено также, что при необходимости схемы обращения с коммунальными отходами разрабатываются и утверждаются для административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в состав города Минска, районов и городов областного подчинения.

<...>

Игорь ДАШКОВСКИЙ,
юрист


Справочная информация

Калькулятор:

«Расчет размера страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСЗН за 2019 год (для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и иных физических лиц)»

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Поделиться в соцсетях:

Полемика
Аудит
Международные стандарты аудита — применение в Беларуси

1. Международные стандарты аудита — применение в Беларуси |

В настоящее время в нашей стране идет работа над внесением изменений и дополнений в основополагающий для аудиторов документ — Закон об аудиторской деятельности. Одним из важнейших для аудиторов и очень позитивным изменением будет являться введение нормы в отношении обязательного применения международных стандартов аудита (МСА) при аудите отчетностей, составленных по МСФО. По данным программы соответствия, которая была проведена Международной федерацией бухгалтеров в августе 2012 г., уже в то время 126 стран в той или иной мере применяли Международные стандарты аудита. Беларуси среди них не было.

Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита

2. Мнение аудиторов о переходе Беларуси на Международные стандарты аудита |

Новации в законодательстве об аудиторской деятельности были обсуждены 8 февраля на площадке центра повышения квалификации Министерства финансов Республики Беларусь в ходе круглого стола, участие в котором приняли представители профессионального сообщества, законодатели и представители профильных ведомств.
Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы

3. Аудиторская палата в Республике Беларусь: история и перспективы |

В настоящее время в Беларуси действует ряд общественных объединений аудиторов, каждое из которых стремится поднять статус представителей этой профессии. Значительная часть аудиторов и аудиторских организаций, в том числе «большая четверка», не входят ни в какое аудиторское объединение в Беларуси. Статьей 8 Проекта Закона предусматривается создание Аудиторской палаты, которая будет являться единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»

4. Почему важно применять Концептуальные основы «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» |

Опубликована концепция COSO «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности» (COSO ERM) 2017 года на русском языке. Ее перевод и издание стали возможными благодаря совместным усилиям Института внутренних аудиторов и компании Deloitte, СНГ.
Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов

5. Влияние модели ожидаемых потерь на аудиторов |

Принятие и внедрение моделей ECL (expected credit loss, IFRS 9) во многих случаях принесет существенные трудности аудиторам, менеджерам, органам надзора и пользователям;— объясняет председатель IAASB, профессор Арнольд Шилдер. Аудиторам нужно помнить о связанных с ECL изменениях и влиянии их на аудит, а также нужно принимать в этом активное участие, прежде всего чтобы понять, как именно организации планируют принятие и внедрение моделей ECL.
«Тонкости» GDPR для аудиторских компаний

6. «Тонкости» GDPR для аудиторских компаний |

Клиенты аудиторских, адвокатских и консалтинговых организаций почему-то часто видят их в качестве обработчиков данных и пытаются в рамках договоров навязать условия, соответствующие отношениям «контролер-обработчик». А GDPR содержит в себе требования, которые накладывают на обработчиков определенные ограничения, что означает, что в этом случае компаниям придется следовать этим дополнительным условиям. Это может оказывать на деловые отношения с клиентами определенное давление.
Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость

7. Системные проблемы в учете: нематериальные активы и их действительная стоимость |

Британский эксперт Ричард Мерфи допускает системность аудиторских ошибок. Финансовый учет вводят в заблуждение нематериальные активы и взятые с потолка оценки. Логику рассуждений нужно строить на четырех базовых категориях нематериальных активов. Первая такая категория — это гудвил, то есть превышение уплачиваемой за приобретаемый бизнес суммы над стоимостью его материальных, физических активов, способных быть точно измеренными.
Колонка редактора

1. Оценка рисков по базовому содержанию «нефинансовой отчетности» — факторы ESG |

Во всем мире идет акцент на важность факторов ESG (чаще называемых «нефинансовой отчетностью»), которые могут оказывать краткосрочное и долгосрочное влияние на бизнес компаний, на существенные риски и доходы инвесторов. Согласно отчету фирмы «Делойт» Write from the Start: Surveying Narrative Reporting in Annual Report, за последние 10 лет (в исследуемых европейских компаниях) объем финансовой информации увеличился почти вдвое, а нефинансовой информации — в 6 раз и теперь занимает почти 54% годового отчета.

2. Манипулирование отчетностью: «нет записи — нет проблемы с подделкой» |

Негатив отчетных кампаний прошлых кризисных периодов наводит на размышления о дополнительном соблазне компаний к манипулированию отчетностью. Любой экономический кризис создает благоприятную основу для роста кризиса доверия. Эта тема постоянно рассматривается профессиональным сообществом, ведь очередная турбулентность на развивающихся рынках связана со значительным увеличением различных видов рисков. В ответ на эти риски некоторые предприятия используют различного рода мошенничества.

3. Плавный отказ от использования LIBOR и ориентир на новые процентные ставки в учете |

В США лишь ограниченное число ориентировочных ставок доступно для использования компаниями — составителями отчетности: ставки по прямым обязательствам американского Казначейства, LIBOR, по свопу на индекс овернайт (OIS) на основе эффективной ставки федеральных фондов, а с августа 2017 года также используется ставка на своп Ассоциации участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA).