Тема данного материала в том, как руководство реальных компаний раскрывает в своей отчетности проблемы операционного и стратегического плана, с которыми оно столкнулось вследствие коронавируса. Напомним, что относительно недавно британский Совет по финансовой отчетности (FRC) представил свои рекомендации по раскрытию рисков в связи с мировой эпидемией COVID-19.
IPTF обновило список стран с гиперинфляционной экономикой, поскольку это требуется для принятия решения о применении стандарта МСФО
(IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» (по очевидным причинам он не перечисляет государства поименно, ведь ситуация меняется постоянно). В предыдущий раз список гиперинфляционных стран обновлялся экспертами в июле прошлого года — как и всегда, в этом они ориентируются на критерии самого стандарта
IAS 29.
Влияние бизнеса на климат и поведение клиентов до сих пор не измеряется в полной мере, а поэтому управлению в полной мере не подлежит. Как следствие, инвестиционные решения и решения о приобретении продуктов и услуг не учитывают влияние на нашу планету. Глобальный налог на углеродные выбросы мог бы стать одним из возможных решений проблемы.
Под условиями труда подразумеваются не только непосредственные условия, в которых сотрудникам организаций приходится работать, но и возможности по изменению условий трудовых контрактов, и влияние автоматизации — все эти темы очень интересуют современных инвесторов, придерживающихся принципов социально ответственного инвестирования. В связи с этим они желают видеть больше четкости в раскрытии информации.
Первый крупный проект «Европейской Лаборатории» корпоративной отчетности после ее образования в 2018 году в составе Европейской консультативной группы по финансовой отчетности (EFRAG) было решено посвятить теме климата.
В качестве первого шага опубликована оценка влияния действующей уже несколько лет Директивы по нефинансовой отчетности, включая описание текущих проблем. Для примера: отчетная информация сегодня не является в достаточной степени надежной или сопоставимой, а кроме того, не отвечает запросам пользователей. Составители отчетности при этом несут ненужные издержки на подготовку такой отчетности, которых к тому же можно было бы избежать.
В рамках формирования единого рынка аудиторские и бухгалтерские компании одного государства ЕАЭС получат право на оказание услуг в других странах Союза без дополнительного учреждения, на основе взаимного признания профессиональных квалификационных требований к персоналу поставщика услуг и разрешений на ведение деятельности, полученных на территории других стран ЕАЭС.
Международный совет по стандартам финансовой отчетности для организаций общественного сектора (IPSASB) опубликовал окончательный вариант ежегодных улучшений к международным стандартам IPSAS за прошлый год, которые он регулярно вносит по аналогии с Советом по МСФО. Все это незначительные изменения в ответ на замечания, высказываемые составителями и пользователями финансовой отчетности в соответствии с этими стандартами.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.10.2019 № 58 «О банке данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту» инициировано департаментом аудита и возлагает на Минфин функцию формировать и вести в электронном виде информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Документ вступит в силу 1 января 2020 г.
На следующий год запланирован пересмотр стандарта МСФО для малого и среднего бизнеса («IFRS for SMEs») — стало известно, что в январе 2020 года уже выйдет проект для общественного обсуждения. Ежегодные улучшения МСФО (временной период с 2018 по 2020 гг.) — все проекты согласованы, и уже можно сказать, что в окончательном варианте они будут представлены именно во втором квартале 2020 года.
Сегодня общая стоимость различных финансовых инструментов, все еще привязанных к LIBOR (ставке, по которой банки делают краткосрочные ссуды друг другу), оценивается в триллионы долларов. В результате глобальной реформы скоро все организации начнут ориентироваться на более наблюдаемые ставки, менее уязвимые перед манипуляциями.
Совет продолжит изучать практику применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» — на основе самой первой промежуточной отчетности в соответствии с этим стандартом недавно даже вышел отчет, а теперь регуляторы взглянут, как компании справятся с первой годовой отчетностью, и в какой мере учтут замечания. Более глубокого анализа также удостоятся проблемы с применением МСФО (IFRS) 15 по признанию выручки.
Как правило, организации сегодня либо применяют МСФО (IAS) 12 к активам и обязательствам по отдельности, то есть не признают при первоначальном признании или впоследствии никаких отложенных налогов, потому что пользуются предусмотренным для первоначального признания исключением на временные разницы по активам и обязательствам, либо же применяют МСФО (IAS) 12 ко всей транзакции в целом.
В стандартную форму отчета о доходах введут три новых промежуточных итога — формально определенных, а значит — сопоставимых у разных организаций на МСФО, в том числе часто используемый показатель операционной прибыли, доходы и расходы от ассоциированных и совместных предприятий и прибыль до финансирования и уплаты налогов на доходы.
С 1 января 2020 г. постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 16.09.2019 № 622/15 вводятся в действие на территории Республики Беларусь документы Международных стандартов финансовой отчетности.