Некоторые аспекты трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности белорусских организаций |
Если в стране общепринятыми являются не международные стандарты финансовой отчетности, а национальные стандарты, то соответствия отчетности международным стандартам можно достигнуть путем трансформации данной финансовой отчетности. Возникновение в ходе трансформации отчетности определенных трудностей является нормальным течением процесса, так как в нашей стране продолжается реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности, претерпевает изменения нормативная база, регулирующая данную область. Даже при переходе к параллельному учету необходимо как минимум один раз провести модификацию отчетности для получения начального пробного баланса и форм финансовой отчетности, которые составляются исходя из действующего мирового опыта.
В целях повышения эффективности деятельности организаций в Республике Беларусь ведется поиск, разработка и внедрение инновационных путей развития. В рамках реализации программы по внедрению МСФО принят целый ряд нормативных правовых актов, основывающихся на положениях соответствующих стандартов. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», вступивший в силу в Беларуси с 1 января 2014 г., предусматривает сближение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). С этой целью в Беларуси принимаются национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, основанные на МСФО.
Как показывает практика, финансовая отчетность, составленная по белорусским и западным стандартам для одной и той же организации, может существенно отличаться. Руководители организаций признают, что финансовая отчетность по международным стандартам необходима для более эффективного управления, поэтому многие организации добровольно составляют отчетность по МСФО, даже в тех случаях, когда законодательство этого не требует.
Трансформацию отчетности следует отличать от организации параллельного бухгалтерского учета. Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, а параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование текущей финансовой информации на основе соответствующих бухгалтерских записей на любую дату в течение всего отчетного периода. Поэтому точность показателей, полученных при трансформации бухгалтерской отчетности, ниже по сравнению с параллельным ведением учета.
Наиболее распространенной в Республике Беларусь является трансформация бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО. Для приведения показателей, содержащихся в отчетности организаций Республики Беларусь, к международным стандартам финансовой отчетности осуществляется перегруппировка отчетных (учетных) данных, или трансформация бухгалтерской отчетности.
Сущность трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности заключается в процессе корректировки статей национальной бухгалтерской (финансовой) отчетности в финансовую отчетность, соответствующую иным стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Она производится на определенную отчетную дату, поскольку речь идет об изменении показателей отчетности. В свою очередь трансформация предполагает, что показатели отчетности по МСФО формируются на основании отчетности по белорусским стандартам путем проведения корректировок. Метод трансформации позволяет сэкономить денежные средства компании, так как для ее проведения не требуется использования большого числа сотрудников и специального программного обеспечения. Кроме этого, преимуществом данного метода является его наглядность, поскольку все исходные данные и корректировки можно проверить.
Трансформация состоит из ряда этапов, содержание которых зависит от финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета. В настоящий момент нет единого способа проведения трансформации, поэтому каждый специалист, осуществляющий трансформацию отчетности в МСФО, может разработать свою методику. Тем не менее, процесс трансформации в общем случае можно представить состоящим из стандартной последовательности ряда этапов, приведенных в таблице.
Таблица
Этапы трансформации финансовой отчетности
Название этапа |
Содержание этапа |
Определение объектов трансформации |
Формирование учетной политики организации в соответствии с итоговыми стандартами, выявление объектов, которые должны претерпеть изменение в ходе трансформации |
Оценка величин требуемых изменений |
Определение величины разницы в оценке объектов трансформации в соответствии с исходной и итоговой системой стандартов |
Корректировка объектов трансформации |
Осуществление корректировки объектов трансформации с помощью трансформационных (корректирующих, корректировочных) записей |
Составление итоговых форм отчетности |
Формирование показателей финансовой отчетности, включая все необходимые формы, в соответствии с требуемыми итоговыми стандартами |
Процесс трансформации (метод корректировки предшествующих отчетных периодов) — периодический подход, при котором информацию, сформированную по национальным стандартам бухгалтерского учета Республики Беларусь, анализируют и вносят изменения для приведения в соответствие с МСФО.
Преобразование отчетности можно представить, как «перевод» финансовой отчетности Республики Беларусь в международную способом корректировки отдельных показателей (методы получения которых по НСБУ отличаются от МСФО).
Для составления измененных записей целесообразно собрать информацию в объеме, достаточном для проведения трансформации национальной отчетности в отчетность по положениям МСФО.
Перед тем, как приступить непосредственно к функции корректировки, необходимо выполнить существенную работу, включающую в себя следующие процедуры: собирается информация об основных видах деятельности и структуре организации; накапливается документальная информация о применяемой в организации системе бухгалтерского учета, а также методах и процедурах ведения бухгалтерского учета совершаемых операций; оценивается весь объем работы и на его основании разрабатывается график проведения процесса трансформации и в обязательном порядке осуществляется его согласование с руководством организации; исходя из положений национального учета составляется и формируется отчетность организации.
Обобщенная стратегия проведения трансформации должна включать в себя такие направления, как проведение анализа применяемой учетной политики и состояния бухгалтерского учета в организации; анализ счетов баланса; составление преобразованного баланса на отчетную дату; подготовка рабочих таблиц для составления отчета о прибылях и убытках, исходя из международных рекомендаций; формирование информации и разработка рабочих таблиц для составления отчета о движении денежных средств; заполнение форм финансовой отчетности и расшифровка статей с помощью примечаний.
Анализ учетной политики также раскрывает несоответствие учета по белорусским стандартам и МСФО. При переходе же на МСФО формирование учетной политики должно базироваться на методологии, вытекающей из конкретных действующих международных стандартов и их интерпретаций, регулирующих учет тех или иных операций, а также применять правила и положения Концептуальных основ финансовой отчетности, не игнорируя при этом сложившуюся практику учета, не противоречащую международным стандартам. Возникающие ситуации, не встречающиеся в международной практике, следует решать, опираясь на профессиональное суждение специалистов в области бухгалтерского учета.
Учитывая вышеизложенное, в методике преобразования отчетности выделим следующие главные уровни, отражающие суть перевода отчетности организаций Республики Беларусь в международный формат.
Первый уровень будет представлять анализ счетов для составления отчетности и изучение состояния бухгалтерского учета организации.
На втором уровне следует сформировать ведомости, содержащие остатки и обороты по бухгалтерским счетам, тщательно подготовить рабочие документы, и уже на их основании выявляются различия с целью доведения количественных и качественных характеристик каждого счета до требований МСФО.
Третий немаловажный уровень заключается в составлении исправительных записей, позволяющих довести значение каждого счета по своему экономическому содержанию до уровня международных положений. После этого формируются новые пробные балансы и отчеты, как правило, по типовому плану счетов, применяемому в Республике Беларусь, но при этом по экономическому содержанию и хозяйственному назначению в новой системе отчетности.
Выделение четвертого уровня необходимо ввиду того, что его результат — это решение в значительной степени технической задачи, а именно реклассификация отечественных счетов в международные счета.
Особому рассмотрению подлежит вопрос, когда организацией составляется отчетность по МСФО впервые. В этом случае этапы трансформации отчетности будут составлены с учетом требований МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО». Прежде всего, организации необходимо подготовить и представить начальный отчет о финансовом положении по МСФО на дату перехода на международные стандарты.
Для соответствия МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» впервые подготовленная по МСФО отчетность должна включать, по крайней мере, три отчета о финансовом положении, два отчета о совокупной прибыли (если таковые представляются), два отчета о движении денежных средств, два отчета об изменениях в капитале и соответствующие примечания, включая сравнительную информацию.
Следовательно, для оптимального варианта осуществления процесса гармонизации отчетности необходимо знание правил бухгалтерского учета применительно к специфике финансово-хозяйственной деятельности белорусских организаций, действующих концептуальных основ финансовой отчетности, а также самих стандартов и их интерпретаций.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь