МСФО (IFRS) 16 и учет аренды в условиях коронавируса |
В марте Совет по МСФО представил вполне логичное руководство по применению МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в условиях пандемии COVID-19. Понятно, что такие условия требуют по-новому посмотреть на подход к оценке обесценения активов. Разработчики МСФО продолжают серию своих разъяснений, поднимая в этот раз тему не очень привычных для частного сектора транзакций, а именно — арендных концессий.
Речь идет об изменении аренды вследствие действий государства. Совет по МСФО ожидает, что у многих арендаторов арендные платежи обязательно изменятся из-за негативного влияния коронавируса. Арендодатели могут пойти им навстречу и предоставить, например, отсрочку или льготный период платежей, экономические обстоятельства вынуждают это сделать.
Стандарт МСФО (IFRS) 16 в своем нынешнем варианте оговаривает изменения в арендных платежах (поэтому никаких корректировок в самих принципах и не требуется, Совет по МСФО просто разъясняет логику рассуждений). Определение дальнейшего учета в результате этих изменений платежей в случае, если они существенны, требует применения профессионального суждения, зависящего от многих факторов. Среди прочего — от того, были ли эти изменения вообще предусмотрены первоначальным арендным соглашением. Даже если нет, изменения все равно могут произойти благодаря внесенным изменениям в арендное соглашение или же из-за внешних событий, таких как указание правительства о предоставлении льготного периода по арендным платежам. Таким образом, применяя в сложившихся условиях МСФО (IFRS) 16, организация рассматривает любые изменения в арендных платежах одинаково, и неважно, что именно их породило — изменение договора или же применение временно установленных в помощь бизнесу дополнительных требований правительства.
Учет изменений в арендных платежах по МСФО (IFRS) 16 зависит от того, произошли ли эти изменения вследствие модификации договора аренды (п. 44 и далее), которая не была частью первоначального соглашения. При оценке возможного изменения содержания следует смотреть, не произошли ли изменения в правах, которыми договор аренды наделяет арендатора; при оценке возможного изменения арендного вознаграждения — принимать в расчет общий эффект от любых изменений в арендных платежах. Если существенных изменений не наблюдается ни по первому, ни по второму пункту — значит, и модификаций договора аренды также не было. А если все же наблюдается, тогда организации следует смотреть, было ли это изменение частью первоначальных условий договора, для чего придется применять параграф 2:
«2. Организация должна учитывать условия договоров, а также все уместные факты и обстоятельства при применении настоящего стандарта. Организация должна применять настоящий стандарт последовательно в отношении договоров с аналогичными характеристиками и в аналогичных обстоятельствах».
Источник: неофициальный перевод МСФО (IFRS) 16 на русский язык.
Все «уместные факты и обстоятельства» могут включать и правительственные указания, например, о временном закрытии предприятий розничной торговли, что в соответствии с требованиями договора аренды будет отнесено к форс-мажорным обстоятельствам. Изменения в арендных платежах, которые вытекают из положений изначального договора или требований национального регулирования, считаются частью изначальных условий аренды, даже если прямо там оговорены не были. В этом случае это не считается модификацией договора аренды.
Если изменения в арендных платежах произошли вследствие модификации договора аренды, арендатору следует применять п. 44–46, а арендодателю — п.79–80 или п. 87. Если же нет, то все изменения просто трактуются как переменные арендные платежи, и в этом случае нужно смотреть на то, о чем говорится в параграфе 38, и признавать результаты концессии через прибыли и убытки.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь