Интегрированная отчетность и возможность ее применения в Республике Беларусь |
Сейчас под воздействием социально-экономических процессов, имеющих как положительное, так и отрицательное влияние для экономики Республики Беларусь, возникает потребность в расширении информационных ресурсов для принятия пользователями необходимых решений. С этой целью изучается позитивный опыт других стран в представляемой пользователям информации в интегрированной отчетности.
Коммерческие организации, заинтересованные в выходе на международный рынок и укреплении на нем своих позиций, а также привлечении иностранных инвестиций, стараются предоставлять отчетную информацию, отвечающую требованиям зарубежных инвесторов и иных заинтересованных пользователей. В последние годы в мировом сообществе в связи с изменением условий хозяйствования резко повысился спрос на информационную прозрачность и подотчетность бизнеса. Качество управленческих решений, принимаемых внешними пользователями, в первую очередь зависит от достоверности, надежности, ясности и легкопроверяемости информации, раскрываемой в отчетности.
В связи с негативными последствиями глобализации (загрязнение окружающей среды, нехватка природных ресурсов и проч.) во второй половине ХХ века произошел перенос акцента с получения прибыли в краткосрочной перспективе к необходимости приносить реальную пользу обществу, применению принципов социальной ответственности и к развитию в мировой практике концепции устойчивого развития. Информация об устойчивом развитии, социальных и экономических аспектах ведения бизнеса стала необходимостью с появлением институциональных инвесторов и возникновением социально ответственного инвестирования. Сегодня такую возможность предоставляет интегрированная отчетность.
Интегрированная отчетность — процесс, основанный на интегрированном мышлении, в результате которого создается периодический интегрированный отчет организации о создании стоимости в течение долгого времени и связанные с ним документы, относящиеся к аспектам создания стоимости*. Цель интегрированной отчетности — объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает ценность на протяжении времени, имеются ли средства для собственного развития и удовлетворения потребностей собственника и общества в целом, ориентирована ли организация на будущее.
Возникший в 2008−2009 годах мировой финансово-экономический кризис, получивший название «кризис ответственности и доверия» показал, что организации стремятся получить краткосрочную выгоду в ущерб долгосрочному развитию, а высокий уровень либерализации экономической деятельности субъектов дает им некоторую свободу в объемах принимаемой на себя ответственности.
Возникли также проблемы с оценкой бизнеса организации различными заинтересованными сторонами, желающими получить разностороннюю информацию:
-
для инвесторов необходима информация о стратегии и бизнес-модели;
-
регулирующим органам — об ответственности совета директоров и руководителей и т.д.;
-
отчитывающимся же организациям необходимо упорядочить всю представляемую информацию, чтобы яснее обозначить соотношение рисков и возможностей.
Стремление заинтересованных лиц получить больше информации о долгосрочном влиянии деятельности организации на общество привело к тому, что финансовые отчеты становились все более объемными и все менее простыми в использовании. В начале 1900-х велась антимонопольная и патентная политика, затем в 70-х начали уделять внимание правам работников, развивались различные программы, улучшающие условия труда работников. В 1980-х организации сфокусировались на покупателях, повышении своей конкурентоспособности, в 90-е начали уделять внимание вопросу сохранения окружающей среды, нанесения меньшего вреда природе в течение всего жизненного цикла товара или услуги. И только в 2000-х годах пришло понимание того, что составляемая отчетность не отвечает сложившимся ожиданиям в вопросах этики, социальных вопросах и проблемах окружающей среды. Данная проблема, а также изменения в окружающей бизнес-среде привели к развитию нефинансовой отчетности.
Так, в середине 2000-х годов начали появляться первые интегрированные отчеты, как результат развития корпоративной отчетности. Первый в мире интегрированный отчет был представлен в 2002 году в Дании в фармакологической отрасли (Novozymes, Дания, фармакология).
В 2004 году по инициативе принца Уэльского был создан проект А4Ѕ «Бухгалтерия для устойчивого развития», чтобы «помочь обеспечить, чтобы мы не сражались, чтобы справиться с задачами XXI века, в лучшем случае системами принятия решений и отчетности XX века». Первые результаты проекта были представлены в 2006 году.
В 2007 году, чтобы обобщить накопившийся опыт, в международный конкурс по годовой отчетности Corporate Register была включена номинация «Лучший интегрированный отчет».
В 2009 году при участии принца Уэльского прошло совещание на высоком уровне, где присутствовали инвесторы, разработчики стандартов корпоративной отчетности, бухгалтеры и представители крупных компаний, академических кругов, а также представители ООН, повесткой которого был назревший вопрос о создании Международного комитета по интегрированной отчетности (МКИО), необходимого для создания и прочного утверждения системы применения интегрированной отчетности и включения интегрированного мышления в качестве нормы в государственном и частном секторах экономики.
В 2010 году МКИО был создан и сразу же получил в качестве стартовой площадки наработки в виде документов Connected Reporting Framework и Connected Reporting «howto» guide, разработанных проектом устойчивой отчетности, принадлежащим Принцу Уэльскому — «Бухгалтерия для устойчивого развития» (Accounting for Sustainability). В ноябре 2011 года МКИО был переименован в Международный совет по интегрированной отчетности (IIRC, МСИО).
В 2011 году Советом выпущен документ «На один шаг ближе к интегрированной отчетности. Новый подход в XXI веке», в котором определен подход МСИО к интегрированному формату отчета. В этом документе указывалось на необходимость трансформации подходов к отчетности в связи с изменением информационных потребностей пользователей. Были предложены для обсуждения следующие вопросы:
-
понятие интегрированной отчетности;
-
основные концепции (бизнес-модель и создание ценности; ресурсы и отношения или «капиталы»);
-
принципы формирования интегрированной отчетности (стратегическая направленность; связанность информации; ориентация на будущее; реагирование и вовлечение заинтересованных лиц; краткость, надежность и существенность);
-
структурные элементы интегрированной отчетности (обзор организации и бизнес-модели, среда, в которой работает организация, в том числе риски и возможности, стратегические цели и стратегия достижения этих целей, корпоративное управление и вознаграждения, производственные показатели, прогноз на будущее).
Документом разъяснялись преимущества, которые получат как составители, так и пользователи интегрированной отчетности. В результате было принято решение о создании пилотной программы, с помощью которой планировалось протестировать принципы, заложенные в проекте основ международной системы интегрированной отчетности. Уже в октябре 2011 г. была запущена пилотная программа, рассчитанная на два года. В ней приняли участие более 100 крупнейших компаний из 23 стран мира, в том числе от Российской Федерации — наших ближайших соседей и партеров по различным союзным договорам, государственная корпорация «Росатом», ОАО «НК «Роснефть» и др.) и 35 институциональных инвестора. К сожалению, Республика Беларусь участие в данной пилотной программе не принимала.
На Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20), прошедшей в июне 2012 г., приняли участие делегаты от правительств 196 стран мира, в том числе от Республики Беларусь делегацию возглавлял Министр иностранных дел Сергей Мартынов. Участники этого мероприятия выразили небывалую поддержку концепции интегрированной отчетности — она была включена в Итоговый документ (параграф 47) соглашений, достигнутых на межправительственном уровне. Фондовые биржи пяти стран — NASDAQ (США), BM&FBOVESPA (Бразилия), Johannesburg Stock Exchange (JSE, ЮАР), Istanbul Stock Exchange (Турция) и Egyptian Exchange (Египет) — заявили о том, что будут работать с инвесторами, компаниями и регуляторами с целью продвижения долгосрочного устойчивого инвестирования и раскрытия информации об экологическом и социальном влиянии, а также корпоративном управлении (ESG). Эту инициативу поддержало около 4 500 организаций, имеющих листинг на их биржах. В июле 2012 г. МСИО опубликовал первый вариант проекта документа «Международные основы интегрированной отчетности». 16 апреля 2013 г. был представлен консультационный проект для общественных консультаций по Международным основам интегрированной отчетности. В декабре 2013 г. по результатам этого проекта была опубликована первая версия стандарта по интегрированной отчетности (The Integrated Reporting<IR>Framework).
В 2011 году МСИО стал инициатором создания региональных сетей по интегрированной отчетности в 12 странах мира: Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Испании, России, США, Турции, Франции, ЮАР и Японии. Целью создания региональных сетей является обмен мнениями и опытом продвижения и представления интегрированной отчетности в разных странах мира и взаимодействии с МСИО в процессе разработки и совершенствования Международного стандарта интегрированной.
Обзор данных по странам, в которых установлена обязанность применения интегрированной отчетности, позволил сделать вывод о том, что они имеют различный уровень экономического развития.
Так, с января 2008 г. шведские организации с государственным участием должны выпускать интегрированные отчеты, содержащие финансовую и нефинансовую информацию.
В Дании с 2009 года организации, входящие в топ-100 крупнейших организаций, обязаны публиковать интегрированные отчеты, заверенные аудиторами.
В России в 2009 году было представлено четыре интегрированных отчета предприятиями нефтегазовой промышленности. На сегодняшний день имеется опыт составления интегрированной отчетности, в основном крупными промышленными предприятиями (нефтегазовой, энергетической, химической и нефтехимической, металлургической и горнодобывающей промышленности), некоторыми мировыми брендами пищевой промышленности (ОАО «Бритиш Американ Тобакко Россия», ООО «Нестле Россия», «Кока-Кола Гелленик ЭйчБиСи Евразия» и проч.), крупнейшими банками страны (ПАО «Сбербанк Росии», ПАО «Банк «ВТБ» и проч.). Это свидетельствует о том, что наши ближайшие соседи и парт- неры по бизнесу уже движутся по пути повышения информационной открытости и прозрачной деятельности, готовы ответственно относится к тому, какой ценой достигаются результаты, а также вести диалог и сотрудничать с заинтересованными сторонами. (Ответственная деловая практика в зеркале отчетности: настоящее и будущее. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 2015–2016 годы выпуска. Москва, 2017).
С июня 2010 г. организации, котирующиеся на фондовой бирже Йоханнесбурга, на основании King III Code on Governance, разработанного под руководством Мервина Кинга обязаны предоставлять интегрированный отчет. Следует отметить, что Йоханнесбург стал первым городом, представляющим общественности и кругу заинтересованных лиц интегрированный отчет города.
В Германии в 2011 году в Берлине прошла конференция по продвижению интегрированной отчетности.
В июле 2011 г. Министерство по корпоративным отношениям Индии выпустило добровольное национальное руководство (National Voluntary Guidelines) по социальной, экологической и экономической ответственности бизнеса, отмечающее необходимость интеграции вопросов устойчивого развития в бизнес-практику. В ноябре 2011 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам Индии обязала 100 крупнейших компаний страны публиковать отчет о бизнес-ответственности в соответствии с этим руководством.
В 2012 г. во Франции был выпущен государственный акт Grenelle II, обязывающий организации включать в годовые отчеты информацию о социальной и экологической результативности. Крупные организации, котирующиеся на биржах, согласно акту должны выпускать такие отчеты за 2012 г., компании поменьше — за 2014 г. Нефинансовая информация в таких отчетах должна быть заверена третьей стороной.
31 августа 2012 г. Гонконгская фондовая биржа объявила, что будет рекомендовать организациям включать в свои отчеты информацию об экологическом и социальном влиянии, а также корпоративном управлении (ESG). При этом организациям разрешается самостоятельно выбирать: раскрывать соответствующую информацию о социальном и экологическом влиянии в форме интегрированного годового отчета или в нескольких отчетах [http://ir.org.ru/en/ob-integrirovannoj-otchetnosti/istoriya-io].
С 2017 года южноафриканские организации обязаны применять для составления отчетности Кодекс корпоративного управления «Кинг4», который отличается от предыдущего заменой принципа «применяй или объясняй» на принцип «применяй и объясняй». Это означает, что необходимо не только раскрывать свой подход к внедрению интегрированной отчетности, но и объяснять, как внедрение помогает достичь результатов. В 2017 году были предприняты первые попытки составления интегрированных отчетов в Кении и Китае.
Согласно исследованию, проведенному KPMG, количество интегрированных отчетов, составляемых странами, занимающими лидирующие позиции по предоставлению интегрированных отчетов, значительно выросло с 2015 по 2017 год (рис. 1).
Динамику внедрения интегрированной отчетности можно проследить по данным Corporate Register.com и GRI. Так, в 2010 г. интегрированные отчеты выпустило уже 5% компаний, публикующих нефинансовую отчетность, в основном из Бразилии и ЮАР. В количественном же выражении было зарегистрировано 185 интегрированных отчетов. В следующем году их количество увеличилось на треть — до 238 отчетов. Данная динамика увеличения прослеживалась и последние два года. В мартовском обзоре 2015 г. Совета по интегрированной отчетности отмечается, что уже в <IR> сетях более 750 участников из 26 стран. В базу данных МСИО на 2016 г. включены отчеты 459 компаний (рис. 2).
По данным МСИО, в 2017 году было составлено 1 600 интегрированных отчетов организациями из 64 стран мира. Тем не менее анализ подготовки отчетности, проведенный KPMG (в 2017 г. KPMG получила от МСИО право на проведение обучения в области интегрированной отчетности), на основании выборки, в которую попали более 4 900 организаций по всему миру, показал, что только 14% из всей совокупности опубликовали интегрированные отчеты. Из их числа 30% отчетов выполнены не на основании Международного стандарта и не соответствуют ему. По этим причинам в базе данных МСИО за 2017 год числится только 549 отчетов.
С 2017 года южноафриканские организации обязаны применять для составления отчетности Кодекс корпоративного управления «Кинг4», который отличается от предыдущего заменой принципа «применяй или объясняй» на принцип «применяй и объясняй». Это означает, что необходимо раскрывать не только свой подход к внедрению интегрированной отчетности, но и объяснять, как внедрение помогает достичь результатов. В 2017 году были предприняты первые попытки составления интегрированных отчетов в Кении и Китае.
На данный момент существуют и функционируют четырнадцать региональных сетей по интегрированной отчетности: в Австралии, Великобритании, Бразилии, Германии, Индии, Испании, Голландии, Швейцарии, США, Турции, Франции, ЮАР, Японии и России. Региональные сети позволяют их участникам делиться опытом, обмениваться мнениями и взаимодействовать с МСИО в процессе разработки Международного Стандарта по интегрированной отчетности.
В 2018 году МСИО создана Специальная группа по интересам «Интегрированное мышление и стратегия», которая объединяет более 35 организаций со всего мира для того, чтобы с помощью виртуальных и физических встреч сотрудничать и развивать модель для комплексного мышления и стратегии.
В связи с этим МСИО опубликовал программу мероприятий на 2019 год для своей ведущей бизнес-сети, включающую возможность взаимодействия с Группой комплексного мышления и стратегии; ежемесячные вебинары. Для участников бизнес-сети МСИО предусмотрены бесплатные места для участия в Глобальной конференции МИСО в 2019 году.
Тем не менее в отчете Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров, опубликованном в 2018 году, отмечается, что странами-участниками бизнес-сети МСИО был достигнут поразительный прогресс: количество отчетов, признанных интегрированными, увеличилось до 58% (по сравнению с 51% в 2017 году). Аналогичным образом, процент отчетов, которые ссылаются на Стандарты интегрированной отчетности, также увеличился — вырос до 76% (с 59%). Длина отчетов значительно сократилась: чуть меньше половины (49%) рассмотренных отчетов содержат 100 страниц или меньше, исключая финансовые заявления (по сравнению с 20% в 2017 году).
Все больше организаций по всему миру ищут гарантии на содержание интегрированной отчетности: 60% рассмотренные отчеты получили некоторое форма заверения их отчета в дополнение к обязательному аудиту (по сравнению с 46% в 2017 году). При онлайн-опросе участников бизнес-сети 80% подтвердили наличие внешней гарантии, по крайней мере, на некоторые аспекты их интегрированного отчета. Еще 10% указали, что они стремились к приобретению такой гарантии в какой-то момент, а 10% не планируют искать внешнюю гарантию и думают, что внутренние формы обеспечения важнее, чем внешнее заверение.
Таким образом, в настоящее время одним из основных документов, регламентирующих отражение в отчетности нефинансовой информации, выступает стандарт «Интегрированная отчетность», разработанный Международным советом по интегрированной отчетности (МСИО).
А как же обстоят дела с интегрированной отчетностью в Республике Беларусь? У нее есть несколько путей решения этого вопроса:
-
игнорировать происходящие в международной практике тенденции;
-
импортировать институт интегрированной отчетности. В данном случае под импортированием института интегрированной отчетности понимается не радикальное насаждение опыта других государств или шаблонный подход к имеющимся, а системный анализ выгод и издержек от введения того или иного варианта. Необходимо тщательно изучить импортируемый институт, разработать стратегию и инфраструктуру для успешного импортирования, чтобы процесс реформирования прошел менее болезненно и с наилучшими результатами. Первая Национальная стратегия устойчивого развития была принята в Беларуси еще в 1997 году. В целом в республике за это время был принят ряд нормативных правовых актов в этом направлении, основными из которых являются: Указ Президента Республики Беларусь от 31.01.2017 № 31 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016−2020 годы»; Указ Президента Республики Беларусь от 22.04.2015 № 166 «О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016−2020 годы»; Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 года «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2013 № 1066 «О проекте Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года».
В 2017 году Республика Беларусь взяла на себя обязательства по выполнению 17 международных целей устойчивого развития. В 2015 году государства — члены ООН приняли повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, которая включает в себя список из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Они направлены на ликвидацию бедности и голода, борьбу с неравенством и несправедливостью, решение проблем, связанных с климатическими изменениями. Повестка-2030 — это комплексная стратегия повышения качества жизни людей, развития и потребления без ущерба для будущих поколений. Все 17 ЦУР адаптируются и для Беларуси. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 392 «О разработке проекта Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года» над этим работают Национальный координатор по достижению ЦУР, Совет по устойчивому развитию (куда входят представители всех госорганов), партнерская и другие группы, гражданское общество и международные организации. Все их предложения будут отражены в Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2035 года.
Таким образом, представляется целесообразным активизировать работу в области интегрированной отчетности в Республике Беларусь. Для Республики Беларусь реализация достигнутых на конференции договоренностей по ЦУР открывает дополнительные перспективы для долгосрочных национальных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики.
<...>
Войдите в систему или зарегистрируйтесь