Новости

«Возмущены постановлением № 666 только те, кто не желает выполнять закон»

«Возмущены постановлением № 666 только те, кто не желает выполнять закон» |

Количество просмотров 1617
Постановлением № 666, которое сделало обязательной государственную санитарно-гигиеническую экспертизу импортной продукции, возмущены только те, кто не желает выполнять законодательство. Так считает заместитель министра здравоохранения, главный государственный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский.

По его словам, решение о сертификации импортной продукции было принято для защиты здоровья населения. 

«Постановление № 666 вызвало огромный общественный резонанс. Это произошло потому, что все в этой стране знают, на что способна санслужба. Если она будет работать, это значит, что все должны будут выполнять требования, которые к товару будут предъявляться. Все должны легализовать товар, а схемы его получения сделать прозрачными. Деваться некуда, поэтому такая волна возмущения. Мы пытаемся привести к тому, чтобы товаропроизводитель и продавец стали законопослушными», — заявил Игорь Гаевский 10 сентября на научно-практической «Здоровье и окружающая среда». 

При этом замминистра отметил, что «белорусские товаропроизводители не возмущаются, для них ничего не изменилось, они выполняют нормативные документы». Весь выпускаемый белорусскими производителями товар, по мнению главного санитарного врача, за «редчайшим исключением соответствует всем требованиям». 

Во многом это объясняется тем, что отечественный производитель работает в определенной системе координат долгий период времени. Импортеры же то и дело получают сюрпризы в виде изменения правил. 

«Некоторое время назад использовался такой метод подкрепления безопасности товаров как государственная гигиеническая регистрация. Когда начал формироваться Таможенный союз, Единое экономическое пространство, начали разрабатываться технические регламенты. Посчитали, что все будет нормально, если будет действовать сертификация, которая выдается на пять лет, а может быть, и навсегда. В качестве примера приводился европейский опыт, исходя из которого такие технологии являются достаточно успешными и эффективными. Для этого должна быть готовность общества и субъектов хозяйствования», — пояснил Игорь Гаевский. 

Главный санитарный врач отметил, что «огромное количество субъектов хозяйствования просто-напросто декларируют соответствие услуг или товара действующему законодательству Таможенного союза, а на самом деле не прилагают к этому никаких усилий и не принимают мер». В результате в Беларуси, России и Казахстане «очень много контрафакта, товаров, не соответствующих требованиям безопасности»

Постановление № 666 вступило в силу 27 августа, но импортеры до сих пор не понимают, как им теперь работать, так как нет четкого списка товаров, подпадающих под требования о проведении экспертизы, а также расценок на экспертизу. В санслужбах до недавнего времени тоже не могли дать однозначные ответы на вопоросы импортеров. 

Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, появился только 10 сентября, когда было опубликовано соответствующее постановление главного государственного санитарного врача Беларуси. 

Расценки тоже появились, правда, далеко не все центры гигиены их опубликовали. По данным Брестской санслужбы, экспертиза документации одного наименования продукции с целью выдачи санитарно-гигиенического заключения, оформление, подпись и выдача санитарно-гигиенического заключения обойдется в 316 580 рублей. Однако цены на лабораторные услуги не обнародованы. 

В санслужбе корреспонденту Naviny.by напомнили, что еще в 2012 году появился закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который предусматривает проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы. В том же году было принято постановление Совмина № 635, которое утвердило перечень продукции, подлежащей экспертизе. Постановление № 666 издавалось в развитие этих документов, но его требования вызвали непонимание у импортеров. 

Практически в каждом зональном центре гигиены и эпидемиологии теперь идут консультации и проводятся семинары по вопросам сертификации. У работников есть вполне определенное опасение не справиться с потоком клиентов, которые через несколько дней придут оформлять документы. 

Специалист одного из зональных центров эпидемиологии и общественного здоровья пояснила на условии анонимности, в чем, по ее мнению, состоит основная проблема импортеров в связи с постановлением № 666: 

«У них нет пакета документов для того, чтобы подаваться на сертификацию. Список их не совсем однозначный, некоторые его положения требуют официального разъяснения в республиканском центре. Среди прочих необходим документ от производителя, нормативно-правовой акт, на основании которого производится продукция. Нужен также протокол лабораторных исследований. Если документ уже имеется, необходимо учитывать, что детские товары он признается годным в течение двух лет».

Лабораторное исследование занимает 10 дней, далее необходимо время для оформления санитарно-гигиенического заключения. Если будут очереди, это займет еще дней десять, а может, и больше. Понятно, что работа импортеров осложнится.

В связи с этим Республиканская конфедерация предпринимательства (РКП) просит Александра Лукашенко приостановить действие постановления правительства № 666. Соответствующее письмо на имя главы государства направлено 4 сентября. 

По мнению представителей бизнеса, новые условия чрезвычайно усложняют работу с импортом товаров в Беларусь. В письме РКП отмечается, что потребуется не менее месяца для подготовки соответствующих документов и получения заключения на соответствие по товарам, которые ввезены с 28 августа, но которые нельзя реализовывать из-за того, что они не прошли экспертизу. 

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Полемика
Аудит

1. Обновлено антиотмывочное руководство от Консультативного Комитета Бухгалтерских Институтов |

Обновленный вариант принимает в расчет Пятую антиотмывочную директиву ЕС ( “5MLD”), которая вступила в силу с 10 января этого года. Представлено огромное множество изменений по разным темам: процедуры оценки риска, электронное удостоверение личности, верификация бенефициарных владельцев, требования к обучению, подготовка отчетов о подозрительной активности (Suspicious Activity Report - SAR) и не только.

2. Как подготовиться к аудиту оценочных обязательств в соответствии с МСФО и МСА. Часть 1 |

Рассмотрим методику планирования аудита одной из самых рискованных статей финансовой отчетности — статьи бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства», риск существенного искажения которой обусловлен отсутствием жесткой регламентации в части оценки сумм оценочных обязательств и критериев их признания, использованием в данном процессе профессионального суждения со стороны финансовых специалистов.

3. О применении Международных стандартов аудиторской деятельности с 1 июля 2020 г. |

Во исполнение Указа от 26.11.2019 № 429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» Советом Министров принято постановление от 25.05.2020 № 308, в соответствии с которым с 1 июля 2020 г. на территории Республики Беларусь вводятся в действие в качестве технических нормативных правовых актов Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

4. Открытое письмо аудиторов Республики Беларусь: мы против насилия! |

Складывающаяся в стране обстановка грозит значительным спадом деловой и инвестиционной активности, существенным оттоком капитала и сокращением налоговых поступлений. Наносится огромный ущерб доверию бизнеса и общества к государству, уничтожаются все, что было достигнуто в ходе диалога и преобразований, проведенных в последние годы для улучшения отечественного делового климата.
Колонка редактора

1. Новый виток инфляционных рисков в отчетности: процесс возобновился |

Инфляционные процессы в нашей стране постоянно сопровождают экономические кризисы, оказывая негативное влияние. На уровне бизнеса, в контексте принятия управленческих решений негативное воздействие инфляции проявляется в недостоверности отдельных данных бухгалтерской отчетности, даже в условиях, когда она составлена в полном соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Кроме того, инфляция оказывает влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности и величину активов и пассивов.

2. Стратегии в посткоронавирусном мире — «забудьте все, что знали» |

Эксперты считают, что весь прошлый опыт, который аудиторы получили за предыдущие годы работы с клиентами, мало что будет значить в 2020 году. Обычные стратегии в этот раз можно без колебаний порвать и выкинуть — и садиться за составление новой стратегии, а на своих клиентов придется смотреть с учетом изменившихся реалий. Очевидно, что аудиторы будут применять стратифицированную выборку, чтобы была возможность отдельно более внимательно изучить как раз тот период, который нельзя назвать «обычным».

3. Особенности применения стандартов МСФО при коронавирусе |

Подчеркивается, что Совет по МСФО никоим образом не меняет требований в МСФО (IFRS) 9 и не добавляет туда ничего нового, все базовые принципы остаются теми же. Зато что может измениться, так это применение профессионального суждения с учетом уникальных условий для того или иного составителя отчетности. Правильное применение профессионального суждения требует навыков, опыта и эффективных контрольных механизмов, но МСФО (IFRS) 9 помочь с этим никак не сможет, потому что представляет собой набор базовых принципов, а не жестких правил для выполнения.