Статьи журнала "МСФО" за декабрь 2019 |

Автор Андрей Разумов Андрей Разумов
Номер № 06/2019
Количество просмотров 106

Колонка редактора

Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования. Подробнее...

Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров



Новое в МСФО

Белорусскую систему бухгалтерского учета в секторе госуправления сблизят с МСФО

В секторе государственного управления планируется сблизить с МСФО национальную систему бухгалтерского учета и отчетности. Это одно из направлений, обозначенных на 2020 год в Основных направлениях бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2020–2022 годы. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления предусмотрено Концепцией и планом основных мероприятий по ее реализации, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82. Подробнее...


О признании новых текстов МСФО в Беларуси

С 1 января 2020 г. постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 16.09.2019 № 622/15 вводятся в действие на территории Республики Беларусь документы Международных стандартов финансовой отчетности. Подробнее...


Новый МСФО по представлению отчетности

В стандартную форму отчета о доходах введут три новых промежуточных итога — формально определенных, а значит — сопоставимых у разных организаций на МСФО, в том числе часто используемый показатель операционной прибыли, доходы и расходы от ассоциированных и совместных предприятий и прибыль до финансирования и уплаты налогов на доходы. Подробнее...


Комментарии Deloitte о предложенных поправках к МСФО (IAS) 12

Как правило, организации сегодня либо применяют МСФО (IAS) 12 к активам и обязательствам по отдельности, то есть не признают при первоначальном признании или впоследствии никаких отложенных налогов, потому что пользуются предусмотренным для первоначального признания исключением на временные разницы по активам и обязательствам, либо же применяют МСФО (IAS) 12 ко всей транзакции в целом. Подробнее...


О влиянии нового стандарта по признанию выручки

Совет продолжит изучать практику применения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» — на основе самой первой промежуточной отчетности в соответствии с этим стандартом недавно даже вышел отчет, а теперь регуляторы взглянут, как компании справятся с первой годовой отчетностью, и в какой мере учтут замечания. Более глубокого анализа также удостоятся проблемы с применением МСФО (IFRS) 15 по признанию выручки. Подробнее...


FASB окончательно одобрил послабления по переходу с LIBOR на альтернативные ставки

Сегодня общая стоимость различных финансовых инструментов, все еще привязанных к LIBOR (ставке, по которой банки делают краткосрочные ссуды друг другу), оценивается в триллионы долларов. В результате глобальной реформы скоро все организации начнут ориентироваться на более наблюдаемые ставки, менее уязвимые перед манипуляциями. Подробнее...


Изменения в планах Совета по МСФО (IASB)

На следующий год запланирован пересмотр стандарта МСФО для малого и среднего бизнеса («IFRS for SMEs») — стало известно, что в январе 2020 года уже выйдет проект для общественного обсуждения. Ежегодные улучшения МСФО (временной период с 2018 по 2020 гг.) — все проекты согласованы, и уже можно сказать, что в окончательном варианте они будут представлены именно во втором квартале 2020 года. Подробнее...



Методология

О реестре организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.10.2019 № 58 «О банке данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту» инициировано департаментом аудита и возлагает на Минфин функцию формировать и вести в электронном виде информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Документ вступит в силу 1 января 2020 г. Подробнее...


Формирование учетной политики в целях МСФО

Учетная политика по МСФО и ее формирование основываются на принципах, предусмотренных международными стандартами. Поскольку часть положений НСБУ имеют серьезные различия с МСФО, то компаниям, которые приняли решение о переходе на международные стандарты финансовой отчетности, прежде всего следует максимально сблизить методы учета по МСФО и НСБУ. В статье исследованы международные требования к учетной политике организаций. Подробнее...

Виктория СИТАРЁВА


«Свобода профессионального суждения» и выбор учетной политики в МСФО

Стандарты МСФО называют стандартами «по принципам», а не стандартами «по правилам». Принципы предполагают некоторую долю свободы для бухгалтера, без которых профессия не была бы такой интересной. Рассмотрим случаи, когда применение суждений может привести к существенным различиям в результатах финансовой отчетности. Подробнее...


Обзор изменений в МСФО применительно к составлению годового отчета за 2019 год

Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2015–2017 гг.: поправки к МСФО (IAS) 28 «Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия»; поправки к МСФО (IFRS) 9 «Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением»; КРМСФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль». Подробнее...

Ольга СЕДЫХ


Признание дебиторской задолженности по МСФО (IFRS) 15, МСФО (IAS) 32 и в контексте МСФО (IFRS) 9

Напомним, что определение в МСФО дебиторской задолженности звучит следующим образом: это право одной стороны получить через определенный промежуток времени денежные средства от другой стороны, которое возникло в силу заключенного сторонами договора (МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»). Правила и особенности учета финансовых активов определены в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», который заменил МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Подробнее...

Лариса ШЕХМАН


Комментарии по переходу кредитных организаций на МСФО (IFRS) 16 «Аренда»

В 2019 году мы уже рассматривали вопросы перехода и учета по МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Рассмотрим вопрос учета активов в форме права пользования и обязательств по аренде после первоначального признания. В основном проблемы касаются учета изменений платежей по договору аренды и обесценения (переоценки) активов в форме права пользования и обязательств по аренде. Подробнее...

Андрей Разумов


SPPI-тест: как правильно проверить договор на финансовый инструмент согласно МСФО (IFRS) 9

C 1 января 2018 г. стандарт МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» вступил в силу. Рассмотрим один из его элементов — тестирование выплат исключительно основной суммы долга и процентов (SPPI — Solely Payments of Principal and Interest). Определение того, соответствует ли финансовый актив тесту SPPI, необходимо для определения соответствующей категории классификации в соответствии с МСФО (IFRS) 9. Подробнее...

Лариса Шехман


Расходы на заключение и выполнение договора согласно МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»

В данной статье разберемся, должна ли организация признавать затраты по договору в качестве актива по МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями». Организации часто несут расходы, связанные с заключением или выполнением договора. МСФО (IFRS) 15 содержит более подробное руководство по учету этих затрат по сравнению с существующими белорусскими нормами. Подробнее...

Акеми Миура


Особенности составления и анализа консолидированной финансовой отчетности

Составление и анализ консолидированной отчетности традиционно вызывают проблемы, так как эта отчетность составляется по МСФО и при этом параллельно с ней, если компания находится на территории Беларуси, составляется бухотчетность в соответствии с национальными правилами. Это усложняет сопоставление показателей двух видов отчетности и приводит к необходимости разработки алгоритмов экономического анализа, позволяющего сравнивать и интерпретировать консолидированную финансовую отчетность группы и бухотчетность входящих в нее компаний. Подробнее...

Нина Зельман


На что обратить внимание в консолидированной финансовой отчетности (МСФО 10, 12, 28)

Целью поправки к МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях» и МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия» — Применение исключений при консолидации — является снижение риска применения разных практических подходов при наличии в группе инвестиционных компаний и сокращение расходов на подготовку финансовой отчетности такой группы. Подробнее...

Илья Берг


МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»: единая модель контроля

Чтобы компании, ведущие свой учет по международным стандартам, могли формировать достоверную финансовую отчетность, был разработан стандарт МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность». Какую роль играет консолидированная финансовая отчетность в учете современных материнских и дочерних компаний, а также как этот стандарт применяется на практике, рассмотрим в в данной статье. Подробнее...

Алеся Знакова


Как подготовиться к изменениям в Инкотермс с 1 января 2020 года

Новые правила Incoterms 2020 разработаны в Международной торговой палате (МТП). Цель пересмотра действующих правил Инкотермс состояла в том, чтобы их максимально упростить, и кроме того, удалить излишне базисы поставок, которые могут вызвать путаницу и недопонимание в использовании торговых терминов, более четко разъяснить все условия поставок для экспортеров и импортеров по всему миру. Подробнее...

Александра Ракитина



Аудит

Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений. Подробнее...

Илья Берг


Полемика

ESG-критерии в нефинансовой отчетности и высокая цена борьбы против климатических изменений

В странах ЕАЭС активно внедряются Цели устойчивого развития и ESG-критерии. Однако, как показал наш анализ, именно Россия в данное время лидирует по подготовке нормативной базы. Метрики ESG можно назвать мейнстримом в оценке деятельности компаний. Подробнее...

Ольга СЕДЫХ

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Войдите под своей учетной записью

Полемика
Аудит

1. Что проверят аудиторы по МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» |

Рабочая группа по внедрению МСА (ISA) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» при Совете по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) подготовила инструкции для отчитывающихся компаний. Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 был пересмотрен в октябре 2018 года. В новой редакции он применяется уже в отношении отчетности 2019 года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее. От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

2. Как МАРТ рассматривал вопрос о конкуренции между аудиторскими организациями и «спецтребования» заказчиков аудита: Решение МАРТ № 107/39-2018 от 23.05.2018 |

Аудиторы столкнулись, по их мнению, с проявлениями ограничения добросовестной конкуренции, искусственно создаваемыми на предприятиях, и препятствиями для участия в процедурах закупок аудиторских услуг, осуществляемых в соответствии с действовавшим постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». К данным проявлениям аудиторы отнесли, в частности условие о допуске к участию в процедурах закупок аудиторских услуг только организаций, входящих в первую «десятку» рейтинга международных аудиторских сетей согласно версии журнала International Accounting Bulletin.

3. Почему следует провести закупку аудиторских услуг уже сейчас, не дожидаясь 2020 года: новые требования Минфина, МАРТ и стандарты МСФО |

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь был размещен проект постановления Совмина «О закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2020 г., а это значит, что многие организации собираются успеть заключить договоры на аудит будущей отчетности по старым правилам. В этом есть определенный смысл, так как действующая система закупок товаров (работ, услуг) обязывает субъекты хозяйствования осуществлять закупки аудиторских услуг с применением конкурентных процедур закупок по более «мягкой форме».

4. «Расширенное аудиторское заключение» согласно МСА 701: к чему должны быть готовы аудируемые компании |

Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, в особенности, если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой форме также может представлять сложности на первых этапах. В большинстве случаев изменения в процедуре подготовки аудиторского заключения могут привести к увеличению временных затрат аудитора и повлиять на сроки проведения аудита.
Колонка редактора

1. Немного про старые «мозоли» аудита и Новый год |

С 1 января 2020 г. аудиторы — индивидуальные предприниматели и аудиторские организации смогут вести профессиональную деятельность только после включения в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется Аудиторской палатой. В течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем включения аудитора или профессиональной организации в члены палаты, осуществляется регистрация в реестре. Что делать с ранее заключенными договорами, в том числе на поэтапный аудит, в случае различных «казусов», законодатели не разъясняют.

2. Новации в МСФО в 2020 году. Итоги конференции разработчиков |

Что касается 2020 года — в основном работа будет сосредоточена на улучшении эффективности финансовой отчетности, поскольку долгосрочный план еще не завершен. В рамках проекта по основным формам отчетности ближе к концу 2019 года Совет представит предварительный вариант нового стандарта, который оговорит новые промежуточные статьи в отчетах о доходах, введет более жесткие требования для показателей управленческой отчетности и изменит принципы дезагрегирования.

3. МСФО для малого и среднего бизнеса: проще и быстрее |

Фонд МСФО летом этого года подготовил изменения в МСФО для МСП касательного одного практического аспекта перехода на IFRS for SMEs. В последний раз изменения были в 2015 году. Ключевая поправка касается 35-й Секции стандарта («Переход на МСФО для МСП») и посвящена применимости исключения в общем правиле оценки справедливой стоимости без чрезмерных усилий для инвестиционной собственности при переходе на международные стандарты финансовой отчетности для МСП.